Новый учебный год 2025/2026: На что обратить внимание педагогам и родителям

Добро пожаловать в новый учебный год, коллеги! 1 сентября школы России вновь распахнули свои двери, наполнившись звонкими голосами и предвкушением новых открытий. Каждый год приносит с собой не только привычную суету, но и важные изменения. 2025/2026 учебный год — не исключение. Это год дальнейшей интеграции и адаптации ключевых государственных инициатив в сфере образования.

Давайте разберемся, какие особенности и нововведения станут определяющими в этом учебном году.

1. Продолжение реализации обновлённых ФГОС

Это главный тренд, который уже не является «новинкой», но входит в фазу зрелого применения. С 1 сентября 2025 года обновлённые ФГОС обязательны для применения во всех классах, включая старшую школу (10-11 классы).

Что это значит на практике?

  • Акцент на практические навыки: Уроки всё больше должны быть ориентированы на применение знаний в жизни. Математика — для расчета кредита, география — для построения маршрута, литература — для развития эмоционального интеллекта.
  • Единое образовательное пространство: Учебные программы по всей стране приводятся к единым стандартам содержания. Это обеспечивает равенство условий для всех учеников, независимо от географии.
  • Функциональная грамотность: В приоритете — развитие умения работать с информацией, текстом, данными, решать нестандартные задачи. Готовьтесь продолжать интегрировать задания на развитие функциональной грамотности в свои предметы.
  • Воспитательный компонент: Рабочие программы воспитания должны быть не просто на бумаге, а реализовываться через урочную и внеурочную деятельность, школьные события и атмосферу в коллективе.

2. Всероссийские проверочные работы (ВПР): новые акценты

ВПР прочно вошли в школьную жизнь. В этом году ключевой особенностью становится использоваение банка заданий ВПР. Теперь варианты работ будут формироваться автоматически из огромного банка заданий для каждой школы индивидуально. Это повышает объективность результатов и сводит к минимуму возможность «заучить» конкретные варианты.

Совет педагогам: Уделяйте больше внимания не натаскиванию на тесты, а глубокому пониманию предмета и развитию гибких навыков.

3. Цифровая образовательная среда (ЦОС): рутина, а не революция

Цифровизация из разряда экспериментов перешла в разряд повседневных инструментов.

  • МЭШ, РЭШ, СФЕРУМ и другие платформы стали привычными помощниками. Ожидается их дальнейшая интеграция и улучшение функционала.
  • Электронные журналы/дневники — основной канал коммуникации с родителями. Важно использовать их не только для оценок, но и для обратной связи, комментариев к работам учеников.
  • Цифровые учебные материалы используются наравне с бумажными. Задача учителя — грамотно комбинировать их для достижения максимального педагогического эффекта.

4. Углубленное патриотическое воспитание

Эта тема остается в числе приоритетных.

Методическая рекомендация: Старайтесь наполнять мероприятия искренностью и разнообразием форм. Успех зависит от того, насколько учитель сможет найти отклик в сердцах детей, а не от формального подхода.

5. Профориентация как система

Проект «Билет в будущее» и другие профориентационные инициативы активно работают в школах. В 10-11 классах продолжается реализация проекта «Профессионалитет», позволяющего студентам колледжей и школьникам получить востребованную профессию. Задача школы — активно знакомить учеников с возможностями, которые открывает этот проект.

6. Особое внимание ментальному здоровью

После непростых предыдущих лет повышенное внимание уделяется психологическому климату в школе.

  • Работа психолого-педагогических консилиумов становится более системной.
  • Профилактика буллинга и выгорания (как учеников, так и учителей) — важная часть работы администрации и классных руководителей.
  • Уроки психологической поддержки и развитие навыков soft skills (коммуникация, работа в команде, стрессоустойчивость) интегрируются в учебный процесс.

7. Новый порядок организации ОГЭ

Для выпускников 9-х классов действует новый порядок ГИА-9, утвержденный в 2024 году. Основные изменения уже вступили в силу, поэтому в этом учебном году главное — качественная подготовка без сюрпризов. Важно детально ознакомиться с регламентом и критериями оценивания, чтобы эффективно готовить учащихся.

Итог для педагога: на чем сфокусироваться?

  1. Глубина, а не широта: В условиях обновленных ФГОС важно дать не просто набор фактов, а научить ими оперировать.
  2. Индивидуализация: Используйте цифровые tools для персонализации обучения, работы с отстающими и одаренными детьми.
  3. Командная работа: Воспитание, профориентация, психологическая поддержка — это задачи всего педагогического коллектива, а не одного классного руководителя.
  4. Забота о себе: Помните, что только ресурсный учитель обладающий достаточным количеством внутренних сил, энергии, эмоциональной устойчивости и профессиональных компетенций может дать знания и поддержку детям. Не забывайте про баланс и профилактику профессионального выгорания.

А еще в новом году:
* Единое расписание уроков. Ученики будут одновременно изучать аналогичные темы по одним и тем же предметам. Это должно облегчить переход учеников между школами и устранить пробелы в знаниях.
* Ограничение контрольных и проверочных работ. Они не должны занимать более 10% времени от уроков, выделенных на освоение предмета.
* Нормирование домашних заданий. Для первоклассников объём домашней работы ограничен одним часом, во втором и третьем классах на это должно уходить не более полутора часов, а в четвёртом и пятом — максимум два.
* Изменения в преподавании истории и обществознания. В 5–7 классах добавят модуль «История нашего края», а общее количество часов на историю вырастет до трёх уроков в неделю. Обществознание исчезнет из расписания 5–7 классов, а с 2026 года — и из 8 классов.
* Введение нового предмета «Духовно-нравственная культура России». Он посвящён изучению жизни выдающихся отечественных деятелей, в том числе героев СВО.
* Введение ГОСТ для школьной формы. В нём прописаны требования к материалам, фасону, цветовому диапазону и дизайну.
* Введение оценок за поведение. В некоторых школах с сентября 2025 года начнётся пилотный проект по оценке поведения учеников на уроках и переменах

2025/2026 учебный год — это год системности, интеграции и адаптации. Новшества становятся нормой, а на первый план выходит качество их исполнения и гуманистическая составляющая образования.

Желаем всем плодотворного и вдохновляющего учебного года!

©Ds
Алиса

Метка:

64 queries in 0,189 seconds.