Псковская область имеет богатые традиции проведения профессиональных конкурсов, которые выявляют талантливых педагогов, способствуют их профессиональному росту и популяризации лучших образовательных практик. Среди ключевых конкурсов – «Учитель года», «Воспитатель года», «Мастер года», «Учитель-психолог» и «Учитель-дефектолог».
Конкурсы проводились под управлением Государственного управления образованием (впоследствии Комитета по образованию) Псковской области. Существенную роль в организационном, методическом и методологическом аспектах играл и играет Псковский областной институт повышения квалификации работников образования. Большой вклад внесли Л.К. Фомичёва, Т.А. Соколова, Н.Д. Федотова, Т.Б. Пасман, В.А. Филиппов и многие другие сотрудники института. Когда-нибудь появится исторический обзор и анализ этих и других престижных конкурсов в педагогической сфере.
2014-2023 гг.

2024 год

2025 год
https://vk.com/wall-48948839_6244
Победители разных лет

1. Повышение профессионального уровня
– Конкурсы стимулируют педагогов к саморазвитию, внедрению инноваций и рефлексии собственной практики;
– Участие требует анализа и систематизации педагогического опыта, что способствует росту мастерства.
2. Обмен лучшими практиками
– Конкурсы становятся площадкой для распространения эффективных методик среди педагогов региона;
– Победители и участники транслируют свой опыт через мастер-классы, публикации и открытые уроки.
3. Мотивация и престиж профессии
– Конкурсы повышают статус педагога, дают признание не только на уровне школы, но и в масштабах региона/страны;
– Награды и звания (например, «Учитель года») становятся стимулом для дальнейшего карьерного роста.
4. Психолого-педагогический аспект
– Конкурсы влияют на эмоциональное выгорание педагогов, их уверенность в себе и креативность.
5. Роль конкурсов в системе повышения квалификации
– Подготовке к конкурсам содействовали курсы ПК, что усиливало их образовательный эффект и содействовало мотивации участников.