Начало было положено в 2015 году. 23-25 сентября в Псковском областном институте повышения квалификации состоялась I Всероссийская конференция «Опыт развития профессиональных учительских сообществ (объединений учителей), реализующих федеральный государственный образовательный стандарт и обеспечивающих социализацию детей, распространение высоких стандартов (образцов) работы профессиональных учительских сообществ». В составе участников были: представители Министерства образования и науки РФ, представители ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», руководители Государственного управления образования Псковской области, педагоги, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием, подготовки и повышения квалификации работников образования.
Цели конференции:
- Дальнейшее развитие деятельности профессиональных учительских сообществ (объединений учителей).
- Презентация опыта введения федерального государственного образовательного стандарта и социализации детей при участии профессиональных учительских сообществ (объединений учителей) за 2014 год.
Направления работы конференции:
- Направление 1. «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС: инновационные практики».
- Направление 2. «Профессиональное развитие педагога в условиях сетевых педагогических сообществ».
- Направление 3. «Открытая информационная образовательная среда как средство развития педагога и учащегося».
- Направление 4. «Социализация детей: педагогические технологии и формы работы»
За три дня работы на секциях конференции, круглых столах прозвучало около 60 докладов. Площадкой для размещения материалов послужил сайт ПскоВики.
В последующие годы программы конференций формировались по секциям, представлявшим различные направления научного поиска и практических достижений педагогических работников, нацеленных на успешное решение задач в современной образовательной среде
№ | Дата | Наименование |
II | 8-9 декабря 2016 года | II Всероссийская конференция «Сетевые методические объединения как инструмент реализации ФГОС» 1 Секция 1. Учимся у лучших 2 Секция 2. Школа работает по ФГОС 3 Секция 3. Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития детей 4 Секция 4. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
III | 27-30 ноября 2017 года | III Всероссийская конференция «Профессиональное развитие педагогов в открытой образовательной среде» Секция 1. Профессиональные компетенции педагога в контексте ФГОС дошкольного образования Представление и обсуждение результатов лонгитюдного исследования качества дошкольного образование Представление и популяризация успешного педагогического опыта работников образования Рассмотрение профессиональных компетенций педагога как средства повышения качества дошкольного образования с позиции проблем, возможностей (ресурсов), достижений Секция 2. Профессиональные компетенции педагога в контексте концепций преподавания школьных предметов Представление инновационного опыта практической работы педагогов по реализации концепций школьных предметов: Повышение уровня профессионализма педагогов Анализ условий для развития профессиональной компетенции педагогов в открытой образовательной среде Научно-методическое сопровождение реализации концепций школьных предметов Секция 3. Интеграция общего и дополнительного образования: формы и содержание деятельности Представление возможностей включения дополнительного образования в контекст общего с целью расширения компетентностной составляющей общего образования. Знакомство с опытом интеграции общего и дополнительного образования. |
IV | 3-6 декабря 2018 года | IV Всероссийская конференция «Профессиональное развитие педагогов в открытой образовательной среде» Секция 1. Профессиональное развитие педагога как условие обеспечения инклюзивного образования Ключевые понятия: профессиональное развитие педагога, педагогическая компетентность, инклюзивное образование, особые образовательные потребности, ограниченные возможности здоровья, специальные условия. Секция 2. Корпоративная модель повышения квалификации: командный подход Ключевые понятия: корпоративная модель повышения квалификации, школьная команда педагогов, лидерский потенциал руководителя, повышение качества результатов обучения школьников. Секция 3. Методические аспекты организации и проведения профориентационной работы в учреждениях образования Ключевые понятия: Профессиональное самоопределение учащихся, ориентиры для самоопределения, квалификация, специальность, стандарты по компетенциям. Секция 4. Инженерно-техническое творчество детей: профессиональные и надпрофессиональные компетенции педагога Ключевые понятия: инженерное мышление, инженерно-конструкторские компетенции, формы, модели, методы формирования инженерно-конструкторский умений, STEAM. Секция 5. Профессиональные компетенции педагога в контексте ФГОС дошкольного образования Ключевые понятия: качество дошкольного образования, успешные STEAM-практики в дошкольном образовании, исследование когнитивного и социального развития дошкольников. Секция 6. Профессиональное развитие молодого педагога: риски и ресурсы Ключевые понятия: молодой педагог как субъект профессионального развития, профессиональные затруднения молодых педагогов, способы разрешения затруднений, успешные практики профессионального становления молодого педагога, эффективные модели организации наставничества, сетевое взаимодействие молодых педагогов, социальное партнерство в поддержке развития молодых педагогов, проектные модели включения молодых педагогов в деятельность профессиональных сообществ. Секция 7. Развитие диагностико-аналитической компетентности педагогов Ключевые понятия: персонифицированная система воспитания, эффективность, критерии факта и качества, методы диагностики и анализа, моделирование. Секция 8. Развитие ценностно-смысловой сферы личности педагога и обучающегося: гуманитарное измерение Ключевые понятия: гуманитарный потенциал открытой образовательной среды, особенности деятельности педагога в открытой образовательной среде, ценностно-смысловая сфера личности, гуманитарное знание как основа формирования ценностей и смыслов обучающихся, ценностно-смысловое самоопределение педагога, технологии формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности. |
V | 3-6 декабря 2019 года | V Всероссийская конференция «Профессиональное развитие педагогов в открытой образовательной среде» Секция 1. Командный подход в системе профессионального развития педагогического коллектива Ключевые понятия: командный подход, педагогический коллектив, управленческая команда, школьная команда педагогов, индивидуализация обучения. Секция 2. Роль методических объединений в развитии творческого потенциала педагога Ключевые понятия: муниципальное, школьное методическое объединение, формы и модели работы, создание условий для непрерывного профессионального развития, выявление профессиональных потребностей и затруднений, развитие сетевого взаимодействия. Секция 3. Профессиональное развитие педагога как условие обеспечения инклюзивного образования Ключевые понятия: профессиональное развитие педагога, педагогическая компетентность, инклюзивное образование, особые образовательные потребности, ограниченные возможности здоровья, специальные условия. Секция 4. Профессиональное развитие молодого педагога: риски и ресурсы Ключевые понятия: молодой педагог как субъект профессионального развития, профессиональные затруднения молодых педагогов, способы разрешения затруднений, успешные практики профессионального становления молодого педагога, эффективные модели организации наставничества, сетевое взаимодействие молодых педагогов, социальное партнерство в поддержке развития молодых педагогов, проектные модели включения молодых педагогов в деятельность профессиональных сообществ. Секция 5. ИКТ-компетенции педагога в цифровой образовательной среде Ключевые понятия: электронное обучение в образовательной деятельности, ИКТ в дополнительном образовании детей, педагогический опыт использования робототехнического конструирования и программирования. Секция 6. Историко-культурный потенциал региона как ресурс гуманитаризации образования Ключевые понятия: гуманитаризация образования, гуманизация, культура, историко-культурный потенциал, общекультурный компонент в содержании образования, интеграция гуманитарного знания Секция 7. Профессиональные компетенции педагога в контексте ФГОС дошкольного образования Ключевые понятия: качество дошкольного образования, успешные STEAM- практики в дошкольном образовании, апробация проекта концепции мониторинга качества дошкольного образования. |
VI | 1-4 декабря 2020 года | VI Всероссийская конференция «Профессиональное развитие педагога в открытой образовательной среде» Секция 1. Реализация Национального проекта “Образование” на уровне образовательной организации (2020) Ключевые понятия: проект, программа развития, основная образовательная программа, «современная школа», «современный родитель», «социальная активность», «цифровая школа», «учитель будущего», «успех каждого ребенка». Секция 2. Роль учителя-предметника в повышении качества образования (2020) Ключевые понятия: современный урок, системно-деятельностный подход, качество обучения, создание условий для непрерывного профессионального развития, выявление профессиональных потребностей и затруднений. Секция 3. Профессиональное развитие педагога как условие обеспечения инклюзивного образования (2020) Ключевые понятия: ресурсные центры сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, модели организации сетевого взаимодействия, инклюзивная образовательная среда, профессиональное развитие педагога, педагогическая компетентность, инклюзивное образование, особые образовательные потребности, ограниченные возможности здоровья, специальные условия Секция 4. Эффективная система наставничества как условие развития личности каждого участника образовательного процесса (2020) Ключевые понятия: наставник и наставляемый как субъекты личностного и профессионального развития, профессиональные затруднения молодых педагогов, способы разрешения затруднений, успешные практики профессионального становления молодого педагога, особенности организации наставничества в модели “учитель — ученик”, эффективные модели организации наставничества, сетевое взаимодействие наставников и наставляемых (молодых и опытных педагогов, обучающихся), опыт сетевого взаимодействия наставников и наставляемых, социальное партнерство в реализации эффективной модели наставничества, проектные модели включения молодых педагогов в деятельность профессиональных сообществ. Секция 5. ИКТ-компетенции педагога в цифровой образовательной среде (2020) Ключевые понятия: информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, кибер-безопасность, решение проблем в цифровой среде, электронное обучение в образовательной деятельности Секция 6. Историко-культурный потенциал региона как ресурс гуманитаризации образования (2020) Ключевые понятия: гуманитаризация образования, гуманизация, культура, историко-культурный потенциал, общекультурный компонент в содержании образования, интеграция гуманитарного знания Секция 7. Управление развитием современной дошкольной образовательной организации (2020) Ключевые понятия: качество дошкольного образования, модели развития ДОО, условия развития ДОО, эффективность управления ДОО Секция 8. Новые практики психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся (2020) Ключевые понятия: Ключевые понятия: сопровождение, технология, профессиональные стандарты, новые форматы деятельности, ресурсы профессионального роста специалистов службы сопровождения. Секция 9. Методы, приемы и технологии в обучении русскому языку (опыт реализации проекта “Русский язык” (2020-2022гг.)) Ключевые понятия: повышение квалификации, русский язык как государственный язык РФ, родной (русский) язык, инновации в обучении русскому языку. |
VII | 7-9 декабря 2021 года | VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональное развитие педагога в открытой образовательной среде» Пленарные доклады Реновация образовательной инфраструктуры: современные тренды и алгоритмы соучастия. Елена Владимировна Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ, кандидат психологических наук, доцент Изменения в образовательных отношениях в условиях цифровой трансформации школы. Опыт пилотного эксперимента в школах Псковской области. Кондратьева Ирина Николаевна, директор электронного издательства «Студия «Март», со-руководитель проекта «Учим учиться», Лауреат премии Правительства РФ в области образования; Рубашкин Дмитрий Давидович, директор Инновационного центра «Технологии современного образования», соруководитель проекта «Учим учиться», кандидат технических наук Современные трансформации образования: непрерывность или дискретность? Жихаревич Михаил Ефимович, заведующий центром гражданского образования ПОИПКРО, кандидат философских наук, доцент Устойчивое развитие и образование. Жихаревич Дмитрий Михайлович, научный сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурге, доктор философии Секция 1. Историко-культурный потенциал региона как ресурс гуманитаризации и гуманизации образования Секция 2. Профессиональное развитие педагога как условие обеспечения права на образование обучающихся с ОВЗ Секция 3. Непрерывное повышение профессионального мастерства: новые подходы, технологии, практические решения Секция 4. Управление образовательной организацией в условиях реализации национального проекта “Образование” Секция 5. Современный учитель – ключевая фигура в реализации ФГОС Секция 6. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: вариативность направлений, уровней и форм Веб-форум. Развитие продуктивной профессионально-личностной позиции классного руководителя как предмет исследования Панельная дискуссия «Влияние трансформации современного образовательного процесса на качество подготовки и деятельности педагога ДОО» |
VIII | 6-8 декабря 2022 года | VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное развитие педагога в открытой образовательной среде» · Секция 1 Управление образовательной организацией: современный контекст · Секция 2 Управление развитием дошкольной образовательной организации · Секция 3 Непрерывное повышение профессионального мастерства: новые подходы, технологии, практические решения · Секция 4 Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации ФГОС · Секция 5 Практические аспекты применения современных технологий при обучении младших школьников · [ Секция 6 Личностно-профессиональная позиция классного руководителя: представления научно-методических и практических работников образования] · Секция 7 Психолого-педагогическое сопровождение родителей обучающихся различных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одаренные дети) · Секция 8 Историко-культурный потенциал региона как ресурс гражданско-патриотического воспитания молодого поколения |
IX | 14-15 декабря 2023 года | IX Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное развитие педагогов в открытой образовательной среде» https://dopoipkro.pskovedu.ru/course/view.php?id=1077 Секция 1. Эффективные подходы и технологии управления в образовательной организации: тенденции и перспективы развития. Секция 2. Перезагрузка дошкольного и начального образования в современных реалиях. Секция 3. Гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения в общенациональном и региональном измерении. Секция 4. Личностное и профессиональное развитие классного руководителя. Секция 5. ФГОС: единое образовательное пространство. Секция 6. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы и решения. Секция 7. Лучшие практики по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью в современной образовательной среде. |
X | 5 — 7 декабря 2024 года | X Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное развитие педагога в открытой образовательной среде» https://poipkro.pskovedu.ru/page/bb58f9b9-eb98-4630-9d7f-1e5e79fc185a В течение трех дней педагоги и эксперты в области воспитания обсуждали актуальные вопросы развития образования, включая реализацию ФГОС, формирование ценностей у детей, противодействие деструктивной идеологии, психолого-педагогическое сопровождение, патриотическое воспитание, развитие функциональной грамотности и адаптацию детей переселенцев. Секция 1. Функциональная грамотность как метапредметный результат освоения фгос и фоп: проблемы формирования и эффективные педагогические практики Секция 2. Эффективные практики реализации ФГОС на уровнях ООО и СОО Секция 3. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения в дошкольном и начальном образовании Секция 4. Гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения в общенациональном и региональном измерении Секция 5. Система психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса: актуальные направления работы и эффективные практики Секция 6. Лучшие практики по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью в современной образовательной среде Секция 7. Социально-культурная адаптация детей переселенцев и иностранцев в регионе Секция 8. Профильные классы как ресурс подготовки кадров для региона Круглый стол. «Финансовая грамотность как основа профессионального развития педагога в открытой образовательной среде» |