В письме Исполнительной дирекции Российского общества политологов выражается искренняя благодарность Жихаревичу Михаилу Ефимовичу, заведующему Центром гражданского образования и культурологии Псковского областного Института повышения квалификации работников образования, кандидату философских наук, доценту, руководителю Псковского областного регионального отделения РОП, за участие в экспертном опросе Аналитического центра Российского общества политологов на тему «Возвращение советской литературы в российскую школу: оценки и прогнозы».

Ссылка на публикацию http://ruspolitology.ru/ekspertnaya-deyatelnost/13630/

ВОЗВРАЩЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ: ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗЫ

Жихаревич Михаил Ефимович, заведующий Центром гражданского образования и культурологии Псковского областного Института повышения квалификации работников образования, кандидат философских наук, доцент, руководитель Псковского областного регионального отделения РОП

«Сегодня мы сталкиваемся с процессами трансформации ценностей» Вопросы затрагивают большое количество проблем современного образования. Вряд ли возможно охватить весь массив существующих проблем, да это и невозможно. Остановлюсь на некоторых вопросах, к анализу которых я имею прямое отношение как руководитель Центра гражданского образования и культурологии Псковского областного ИПК работников образования (ЦГОиК ПОИПКРО, до 1999 г. – ЦГО). Нельзя не отметить важную роль методологии для анализа ситуации, особенно диалектики как методологии познания мира, общества и человека. Отвлекаясь от лирических отступлений, поставим вопрос следующим образом: Президентом РФ публично поддержана идея возвращения в школьную программу по литературе ряда произведений советской классики. Если мы признаем историю СССР, столетие образования которого отмечалось в декабре прошлого года, частью истории России, естественно, считать советскую литературу частью великой российской литературы, прежде всего, русской. Идея, как и следовало ожидать, была «услышана» Министерством просвещения. В статье И.И. Кузнецова правильно, на мой взгляд, отмечено, что за словом непременно последует дело и, как уже обсуждается в комментариях, произведения одних авторов будут заменены произведениями других авторов, прежде всего, посвященных героическому подвигу многонационального советского народа – Победе в Великой Отечественной войне и решающей роли Красной Армии в разгроме германского нацизма. В качестве этих произведений и таланте их создателей никаких сомнений быть не может. Это тоже естественно, потому что сегодняшняя ситуация борьбы с современным нацизмом, неонацизмом, агрессивным национализмом, борьбы с идеологией ксенофобии, экстремизма и терроризма, противодействия фальсификациям истории актуализирует возрастающей ролью ценностного подхода к формированию гражданской идентичности всех участников образовательного процесса. Проблема цивилизационных, национальных, традиционных духовно-нравственных ценностей стала настолько актуальной, что вышла за пределы философско-культурологических дискуссий и приобрела геополитическое содержание в форме ценностного конфликта России с современным коллективным Западом. Опубликованы «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», утвержденные Указом Президента РФ от 09.11.2022 г. По нашему мнению, они могут рассматриваться как  важная часть методологии гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Разрабатывая методологические основы гражданского образования, мы уже высказывались по обсуждаемым вопросам1. С философской точки зрения указанный вид образовательной деятельности – это вхождение человека в мир общественных отношений, политики и права; освоение ценностей, смыслов и механизмов функционирования гражданского общества, политической и правовой систем; обретение собственного образа гражданина; становление духовно-нравственных качеств личности, составляющих содержание гражданственности. Перечисленные параметры мы рассматриваем в качестве факторов, определяющих основное содержание гражданской идентичности. Уместно обратить внимание на то обстоятельство, что одной из главных причин актуализации проблем гражданского образования стала утрата советской гражданской идентичности. В контексте обсуждаемой темы важно и то, что все перечисленные параметры имеют политическое содержание. Понимание взаимодействия различных систем ценностей не является раз и навсегда установленным, оно изменяется вместе с социальными изменениями общества. В настоящее время мы сталкиваемся с процессами трансформации ценностей. Зародившиеся в недрах западноевропейской цивилизации ценности эволюционируют в сторону потери своего первоначального содержания, своей гуманистической сущности, что прослеживается, например, в проблемах деформации семейных отношений, гендерных проблемах, в приоритете потребительства, наличии двойных стандартов, абсолютизации прав меньшинств за счет ущемления прав большинства населения, деформации содержания демократии, прав человека, свободы слова. Мы видим распространение неонацизма, вандализма, русофобии, попытки вычеркнуть Россию из истории, «переписать» историю, «отменить» русскую культуру. В то же время ценности народов России сохраняют и обогащают свое гуманистическое содержание. По этой линии и развивается противоборство в форме информационных войн по подрыву российской гражданской идентичности. Цель этих войн со стороны Запада – удержать так называемый однополярный мир, гегемонию Запада во главе с США. В этой связи актуализируется проблема специфики гражданского и культурологического образования в условиях виртуализации общества. В виртуальной реальности происходит замещение реальных вещей и действий образами и коммуникациями, наблюдаемое во всех сферах жизни и деятельности людей – экономике, политике, культуре, науке и образовании. Происходит это на фоне беспрецедентного возрастания коммуникационных возможностей как в количественном, так и в качественном отношениях. На первый план выходит задача противодействия фальсификациям истории как части ценностного конфликта и специфической информационной технологии. Важно отметить и то, что исторические события могут быть актуализированы сообразно тем или иным потребностям политики2. В настоящее время просматривается далеко идущая конечная цель – пересмотр послевоенного устройства мира. Весьма убедительно, на наш взгляд, данную проблему в своем интервью, посвященном исследованию 2020 г. компании «Крибрум», в рамках которого была предпринята попытка проследить процесс распространения в социальных медиа недостоверной или полностью сфальсифицированной информации о Великой Отечественной войне, описывает Игорь Ашманов. После вышеизложенных тезисов методологического характера вернемся к главной теме – литературе. Советская литература, как уже отмечалось, выше – неотъемлемая часть российской культуры. Современная ситуация делает востребованными обсуждаемые произведения. Это бесспорно. Но постановку вопроса о том, что одни произведения должны прийти на смену другим, я считаю неверной. Согласен с И.И. Кузнецовым и теми коллегами, которые считают, что выбор должен оставаться за педагогом. Нельзя подчинять проблему роли литературы в воспитании гражданской идентичности политической конъюнктуре. Кстати, и Президент так вопрос не ставит. Необходимо доверять компетентности педагогов и одновременно активизировать деятельность по формированию гражданской идентичности всех участников образовательного процесса. Опережающий характер, учет возрастных особенностей, понимание доступности информации в виртуальном обществе, создание позитивного контента в социальных сетях, опора на интересы и особенности современных обучающихся (пример – положительное восприятие «Разговоров о важном») – все это должно, на мой взгляд, быть принципами гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Не могу не обратиться к такому примеру, как чтение романа Л.Н. Толстого «Война и мир», который является, на мой взгляд, одним из самых великих произведений мировой литературы. Излишне повторять здесь об очевидной необходимости учета возрастных особенностей и уже имеющихся знаний. Обращаю внимание на безграничность методических и воспитательных возможностей обращения к этому роману. Я рискну дать несколько советов педагогам.
1.Межпредметный характер – литература и история.
2. Патриотизм и гражданственность представителей различных социальных групп русского народа – партизаны-крестьяне, не приемлющие посулы Наполеона; Пьер Безухов и Петя Ростов, не желающие оставаться в стороне в час испытаний, когда решается судьба Отечества; московский пожар, Бородинское сражение; мудрость и умение ждать и побеждать М.И. Кутузова; непримиримость Александра Первого, освобождение Европы Россией, Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война; милосердие русских солдат к поверженным противникам; развенчание личности Наполеона, противодействие фальсификациям истории; духовные искания героев романа, ценность семьи и т.д. Бесконечный ряд.
3.Стоит попробовать совместный просмотр и обсуждение нескольких фильмов – «Война и мир» Сергея Бондарчука, блестяще отразивший главные идеи романа, и его же фильм о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину», «Гусарская баллада» Э. Рязанова и сравнить советские фильмы с экранизацией великого романа Л.Н. Толстого современным британским режиссером Томом Харпером, в котором положительные моменты сочетаются (случайно ли?) с откровенными русофобскими фальсификациями. Пример того, как может испариться из фильма, то, что можно назвать «духом» его литературной основы.

1. Жихаревич М.Е. Формирование гражданской идентичности учителей в процессе повышения квалификации: опыт, проблемы, перспективы // Общественные науки в школе и в жизни: методический навигатор: Методический сборник / Отв. ред. А.Н. Бакушина. СПб., 2015. С. 394–414. 11


2. Жихаревич М.Е. Политическое образование в российской постсоветской школе: образ гражданина // Политическое образование в современной России и в мире: Материалы III Съезда Российского общества политологов (Москва, 10–12 сентября 2018 г.) / Сост. В.А. Соболев; под общ. ред. А.Ю. Шутова, С.Г. Еремеева, В.И. Якунина, И.И. Кузнецова. М., 2020. Электронное издание. С. 55–57.


Фальсификации истории. Манипуляции в социальных сетях. URL: https://whatisgood.ru/theory/science/ falsifikatsiya-istorii (дата обращения: 01.12.2022).

Метка:

63 queries in 0,167 seconds.