О том, что у школьников нужно развивать функциональную грамотность, говорится много. Но не все понимают смысл этого термина. Для чего нужна функциональная грамотность? Как нужно изменить урок, чтобы дать детям этот навык? Обсудили эти вопросы с доцентом Центра непрерывного повышения педагогического мастерства (ЦНППМ) Андреем Петровичем Хришкевичем, членом Координационного совета по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Псковской области.
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые знания в различных сферах жизни. Можно выделить читательскую грамотность, естественно-научную, математическую, креативную, глобальные компетенции. Часто бывает так, что человек обладает знаниями, но не применяет их в жизни. Каждый умеет читать, но многие не будут вникать в суть документов, инструкций. Умеем считать, но разобраться в каких-либо расчетах — трудно. Подобная функциональная безграмотность делает человека уязвимым, зависимым от других.
В связи с чем возник этот термин?
Понятие «функциональная грамотность» впервые было употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, но тогда подразумевалось, что это просто совокупность умений читать и писать в повседневной жизни. Со временем это понятие стало расширяться, в XXI веке стали говорить о том, что функциональная грамотность — это способность человека полноценно функционировать как родитель, гражданин, работник и т.д. Сегодня на федеральном уровне приняли ряд решений*, которые ставят перед всеми субъектами задачу развиваться в этом направлении.
Как происходит развитие этого навыка в школах? Существуют ли специальные задания?
Да, развитие навыка и его оценка происходит по специальным заданиям. И наши учителя активно используют эти методики в учебном процессе. Результаты мониторинга показывают, что в разном объеме такую работу ведут практически все учителя-предметники. Это может быть работа на уроке с информацией, представленной в разной форме: рисунки, тексты, таблицы, диаграммы, реальные данные, величины и единицы измерений. Это может быть поощрение проявления учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта. Наиболее часто встречающийся пример – включение задач по функциональной грамотности в каждый предмет и учебный процесс.
Можете привести пример такого задания?
Возьмем занятие по истории с использованием заданий, нацеленных на формирование читательской грамотности. Ученику дается выдержка из исторического источника – это линейный тип сплошного текста. Ребенок должен прочитать его и выполнить ряд заданий. Например, выписать ключевые слова, характеризующие центральный сюжет документа, но не последовательно, а разбив их в соответствии с заданными критериями. Это может быть оппозиция – «положительный-отрицательный», «эффективный-неэффективный», «добровольный-принудительный» (это зависит от содержания и того, какие задачи ставит учитель при ознакомлении с источником). Далее это могут быть задания на расположение в правильной последовательности элементов текста. Для старших школьников – умение отделить факт от аргумента, причину от следствия. Задания на сопоставление и анализ. Помимо этого, в 5-6 классе можно использовать иллюстрации, в старших классах это могут быть графики и статистические таблицы.
Как учителю самостоятельно разобраться в этой теме? Какие ресурсы для самообразования вы можете порекомендовать?
Существует множество качественных ресурсов, которые можно использовать. ЦНППМ ПОИПКРО собрал их все на своей платформе и к ним можно регулярно обращаться. Это банк заданий Российской электронной школы, материалы Министерства просвещения или открытые задания PISA Федерального института оценки качества образования, которые рекомендованы для развития функциональной грамотности. Это онлайн-задания, которые можно использовать на уроках. Также на сайте представлены результаты международного исследования PISA 2018 года, в котором принимала участие Российская Федерация. В них помимо статистических данных есть примеры заданий.
По каким критериям и кто оценивает уровень функциональной грамотности?
Оценивание может разным. Если это ординарный учебных процесс, то, конечно, оценивание возлагается на учителя. Он может сам составить задания и проверить их. Но оценка не обязательно должна быть «ручной». Сейчас существует много баз данных, где проверка «механизирована» и совершается в системе, на которой представлены задания. Например, на платформе Российской электронной школы есть готовые задания с критериями, ученикам достаточно ответить, проверка будет проведена автоматически.
А вот критерии зависят от того, какую грамотность вы хотите проверить. Критерии могут быть мотивационными, информационными, когнитивными, ценностными. Например, коммуникативный критерий функциональной грамотности проявляется в умении объяснять языковую закономерность, речевую норму с точки зрения её коммуникативной природы, в умении делать выбор речевого средства в соответствии с адресатом, целью, условиями коммуникативной ситуации.
Есть ли в нашем институте курсы и специалисты, которые проводят курсы и курируют это направление?
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования ведет большую работу в этом направлении. Например, этом учебном году учителям предлагаются курсы повышения квалификации «Проектирование модели формирования и развития компонентов функциональной грамотности», «Основы преподавания финансовой грамотности».
ЦНППМ координирует обучение учителей Псковской области на курсах повышения квалификации Российской академии образования Министерства просвещения. В этом году пройти обучение выразили готовность 371 человек. Это программы: «Школа современного учителя. Формирование читательской грамотности» (учителя русского языка, литературы, истории, обществознания), «Школа современного учителя. Формирование математической грамотности» (учителя математики) и «Школа современного учителя. Формирование естественно-научной грамотности» (учителя химии, физики, биологии, географии).
Кроме того, в ПОИПКРО создана Лаборатория функциональной грамотности, на базе которой разрабатывается методическое пособие «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках. Кейсы». Ждем всех желающих на курсах. _______________________________________________________________________________________
*Это Указ Президента РФ от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Приказ Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219 от 06 мая 2019 года «Об утверждении методологии и критериях оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» и др.