Методология, теория и практика анализа современного урока в парадигме
научной школы Ю.А. Конаржевского
- Завершаются наши курсы по заявке администрации школы. В этой связи тема курсов определила их цели и задачи:
- расширить методологические и теоретические знания, касающиеся такой важной профессиональной функции, как «педагогический анализ современного урока»;
- эти знания перевести в обновленные первичные умения анализировать еще не состоявшийся урок на этапе его моделирования, затем реализации и самоанализа, и анализа наставниками;
- после прохождения курсов ПК определить перспективу в реализации аналитической функции как профессиональной компетенции в дальнейшей урочной деятельности учителя с учетом интеграции классической дидактики (научная школа Ю.А.Конаржевского) в современные образовательные процессы.
- Методологический блок наших курсов был реализован в увертюре (профессиональная метафора), которая являлась вступлением, определяющим логику и стилистику целей, задач, содержания, методов, технологий всего процесса повышения квалификации на наших курсах. Наши очные-онлайн лекции и вводный практикум, информационные материалы, дополняющие и углубляющие их, данные для самостоятельной работы (но к ним мы обращались неоднократно и в других блоках курсов, особенно — в практическом) позволили нам органично соединить (интегрировать) классическую (по Конаржевскому) и современную (по ФГОС) дидактику. В итоге мы получили методологическую модель, которая определила именно повышение квалификации в заказанной (заявленной) проблеме. На уровне итоговой рефлексии совместной деятельности это выразилось в интеграции системно-деятельностного подхода (классическая дидактика в лице Конаржевского) с дидактикой ФГОС, содержащей ситуационный, компетентностный, комплексный подход.
Так ситуационный подход позволяет в условиях цифровизации и иногда излишней алгоритмизации и схематизации не потерять человека в лице и учителя и ребенка в их изменчивости (люди как реки — Толстой), порою непредсказуемости в иных ситуациях, в их непохожести на других (каждый человек – космос, личность и индивидуальность). Реализация этого подхода требует нового обращения к психологии личности (ребенка, учителя), к психологии деятельности (учебной, например), к психологии отношений и общения в образовательном процессе. И не просто обращения к психологии, а интеграции ее в дидактику современного урока и урочной деятельности.
Так компетентностный подход позволяет не потерять такую важную функцию и составляющую образовательного процесса, — как социализация ученика. В итоге чего он становится способным оптимально актуализировать приобретенные знания в школе в своей жизни, в выбранной профессии. Компетентностный подход в соединении с системно-деятельностным гармонично замыкает цепочку: учебная информация – знания-умения и навыки- компетенции. Делает процесс образования целостным, продуктивным.
Комплексный подход позволяет объединить в единое целое все звенья классической и современной (ФГОСовской) дидактики, снижает риски чрезмерной формализации образовательного процесса, сохраняет культурную преемственность педагогических смыслов, ценностей, идеалов, взглядов, эволюционно объединяет традиции и новации в педагогике. Не секрет, что революции опасны в образовании, в культуре. Это чаще всего ведет к расчеловечеванию человека, делает его Иваном родства не помнящим, не уважающим тех открытий, завоеваний, которые для него и Будущего сделали предки. А самое главное — комплексный подход позволяет на новом, более высоком, незаформализованном уровне реализовать рефлексивную функцию на всех этапах урока: на этапе моделирования урока (прогностическая рефлексия), на этапе реализации урочного процесса (ситуативная рефлексия), на этапе завершения урока (итоговая рефлексия). - Теоретический блок позволил нам обновить теоретические знания по проблемам урока, урочной деятельности, в особенности аналитической функции и компетентности учителя в его урочной деятельности. Эти знания мы с вами получили в лекциях, лабораторных занятиях, в информационных материалах, сопровождавших каждый модуль курсов. Эти теоретические знания были расширены за счет обращения к таким новым профессиональным разделам педагогики и дидактики, как артпедагогика и психодидактика. Но результативность работы коллектива с этими новыми разделами позволила сделать вывод: эту работу можно продолжить, что позволит выйти на новый качественный уровень профессиональной урочной деятельности, в частности – аналитической функции и компетенции. Это перспектива для коллектива, который и на данном этапе своего коллективного развития показывает достойное качество урочной деятельности.
- Этот вывод мы сделали после реализации практического блока курсов ПК, в котором были даны рядом учителей открытые уроки с дальнейшим их самоанализом и анализом.
- Колотов Владимир Сергеевич – урок информатики 6 класс
- – урок физики 8 класс
- Комлева Елена Владимировна – урок математики 6 класс
- Сергеева Оксана Владимировна – урок русского языка 5 класс
- Солнцева Екатерина Александровна – урок русского языка 3 класс
- Насонова Татьяна Геннадьевна – урок русского языка 3 класс
- Коршунов Артур Александрович – урок физкультуры 9 класс (ретроспективный просмотр)
- Назырова (Киреева) Зульфия – биология (конспект урока и его анализ в формате технологической карты)
- Дацук Екатерина Сергеевна – урок математики 9 класс (конспект урока и его анализ в формате технологической карты).
Все эти учителя продемонстрировали высокий уровень профессионализма: знание и умение реализовать в урочной деятельности модель классического урока в его разных типах (урок новых знаний, урок-исследование, и др.)
С точки зрения реализации последовательности этапов классической урочной деятельности и учебно-воспитательных моментов, входящих в каждый этап, все эти учителя продемонстрировали высокий уровень профессионализма. Достойный уровень профессионализма продемонстрировали эти учителя по такой важной позиции как формирование культуры предметного мышления: лингвистического, биологического, математического, физического.
Остается только пожелать коллективу школы творчества, которое не боится самовыражения, самореализации как учителя, так ученика в урочной деятельности и общении, не боится ломать привычные профессиональные стереотипы и шаблоны; не боится, там, где это уместно и оправдано, вносить свое, индивидуальное, свои маленькие наработки и открытия; не боится идти на эксперимент, на прорыв.
Хорошо, когда школа и коллектив работает в единой методологии, теории, концепции (система ценностей, смыслов, идеалов и научных подходов), но опасно, когда в уроках учителей проявляется единообразие: все уроки «как под копирку».