Статья размещена с разрешения редакции независимого педагогического издания «Учительская газета». Опубликована в №24(10781) от 11июня 2019 года

Рубрика «Образовательное право»

– Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. На каких условиях оно должно обеспечиваться? Может ли учитель отказаться от получения дополнительного профессионального образования, если у школы нет соответствующих средств или если предлагаемые программы, на взгляд учителя, не вызывают доверия? (Г. Калашникова, Псковская область)

– Среди задач федерального проекта «Учитель будущего» Национального проекта «Образование» названо обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок. При этом предусмотрено, что к 1 сентября 2024 года во всех субъектах Российской Федерации должна быть внедрена система непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, которая позволяет:

– обеспечить доступность для каждого педагогического работника качественного дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности с учетом его профессиональных дефицитов и интересов, а также требований работодателей;

– создать условия для саморазвития, повышения уровня профессионального мастерства, овладения навыками использования современных цифровых технологий;

– обеспечить единые принципы организации и планирования повышения квалификации педагогических работников во всех субъектах Российской Федерации;

– стимулировать участие педагогических работников в деятельности профессиональных ассоциаций;

– поддерживать развитие «горизонтального обучения» среди педагогических работников, в том числе на основе обмена опытом;

– обеспечить возможность использования в педагогической практике подтвердивших эффективность методик и технологий обучения;

– обеспечить опережающее обучение новым образовательным технологиям, внедрение  различных форматов электронного образования; в том числе мероприятий по повышению квалификации учителей, работающих с талантливыми детьми.

Кроме того, в рамках достижения результата будет разработана и реализована концепция обновления содержания и технологий педагогического образования.
Также к задачам федерального проекта «Учитель будущего» отнесено создание сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов во всех субъектах Российской Федерации.

Это планы, а на сегодняшний момент можно руководствоваться следующим.
Право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

Согласно ч. 2 ст. 76 Закона об образовании ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее – ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях субъектов РФ отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования (п. 9 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании). Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 99 Закона об образовании обеспечение ДПО педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций осуществляется посредством доведения необходимых средств до соответствующих организаций в структуре нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДПП утвержден приказом Минобрнауки России от 1.07.2013 № 499 (далее – Порядок организации ДПО) и является обязательным для организаций ДПО; образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица).

К освоению ДПП допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Создание условий и организация ДПО работников отнесена к компетенции образовательной организации (работодателя) в соответствии с требованиями п. 5 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании.

К созданию условий для ДПО работников относится урегулирование не только организационных, но и финансовых вопросов, непосредственно связанных с ДПО работников, в том числе:

– предоставление гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;

– направление работника на обучение (как в субъекте РФ, так и за его пределами) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ либо оплата обучения работника, зачисляемого на обучение, за счет средств организации, предусмотренных на эти цели, включая средства, доведенные до организации в структуре нормативных затрат на оказание услуг в сфере образования, а также полученные от приносящей доход деятельности.

Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Формы подготовки и ДПО работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Согласно ст. 197 ТК РФ право работников, в том числе педагогических работников, работников из числа учебно-вспомогательного персонала, на ДПО реализуется путем заключения договора между работником и работодателем. В договоре, в том числе трудовом договоре, к примеру, могут содержаться:

– обязанности работодателей по обеспечению реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов к уровню квалификации педагогических работников, к непрерывности их профессионального развития путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ; по предоставлению в соответствии со ст. 187 ТК РФ гарантий и компенсаций работникам, направляемым на ДПО;

– обязанности педагогических работников по освоению ДПП при условии направления их работодателями для прохождения ДПО с обеспечением гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или ДПО с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или ДПО с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Возмещение расходов, связанных со служебными командировками, регулируется ст. 168 ТК РФ, в соответствии с которой в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему:

– расходы по проезду;

– расходы по найму жилого помещения;

– дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

– иные расходы, произведенные работником с разрешения или с ведома работодателя.

Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23.03.2015 № 08-415/124 направлены Разъяснения по реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование (далее – Разъяснения).

В Разъяснениях, в частности, отмечено, что в случае если право работника на подготовку и ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между работником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, работник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в федеральную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО.

Если работник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то работник вправе отказаться от получения ДПО.
Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

При выполнении работодателем условий договора, связанного с ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы.

Отказ педагогического работника от прохождения ДПО в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное ст. 192 ТК РФ.

В то же время при аттестации педагогических работников следует учитывать, что неполучение ими ДПО не может служить основанием для отказа в установлении педагогическим работникам квалификационной категории либо для признания их не соответствующими занимаемой должности.

Метка: ,

63 queries in 0,230 seconds.