Статья размещена с разрешения редакции независимого педагогического издания «Учительская газета» (режим доступа: http://www.ug.ru/). Опубликована в «Учительской газете» (№ 18 от 1 мая 2018 года).
Наталия Яникова, учитель физики и
информатики, руководитель технопарка
Псковской инженерно-лингвистической гимназии
«Несколько слов к моему выступлению на открытии регионального этапа конкурса «Учитель года»-2018 в Псковской области. Не все из написанного ниже было сказано со сцены, так как для сцены не все.
Летом я перешла работать в новую школу, в которой есть просторные классы, светлые холлы и… большая сцена. На этой сцене я была уже много раз, но не выступала ни разу. Я бегала по ней, что-то искала за кулисами, готовилась к каким-то мероприятиям, тренькала на рояле, изучала интерактивную трибуну. Впервые я оценила сцену, когда и покрытия на ней еще полностью не было, просто взобралась на нее, притопнула ногой и посмотрела в зал, разведя руки в стороны, как будто бы готовясь запеть «Вдоль по Питерской». И вот наконец-то я выступаю на нашей большой и красивой сцене. И мне очень приятно, что именно по такому поводу.
Я понимаю, что должна передать что-то важное нашим конкурсантам. Для меня ровно год назад на открытии регионального конкурса «Учитель года» было важно получить письмо в конверте, на котором написано: «От Бывалого». Я и сегодня храню его. Было очень волнительно читать то, что там написано, осмысливать, рефлексировать. Это письмо от Валентины Федоровны Фадеевой, победителя регионального конкурса «Учитель года»-2016. К сегодняшнему дню я в свою очередь, просматривая сайты конкурсантов и выставляя баллы за них как член жюри, открыла для себя 12 талантливых и творческих учителей. Решила, что мне также необходимо написать «письма счастья», чтобы участникам конкурса было о чем подумать.
Что же еще может быть важно на конкурсе? Наверное, дружеская поддержка, товарищеское плечо. Передаю всем конкурсантам жест замечательного учителя физики и математики, представителя педагогической династии из пос. Бежаницы Псковской области Дмитрия Сергеевича Спиридонова. Он означает: «Держись. Все хорошо. У тебя все получится. Я в тебя верю». Этим жестом он подбадривал Валентину Федоровну перед ее конкурсным уроком. И на прошлогоднем конкурсе мы тоже поддерживали друг друга именно так. Ребята, пользуйтесь. Это работает.
А еще, на мой взгляд, важно найти свой собственный мотив на этом конкурсе, который будет вести вас к цели. Дальше я расскажу странную шутку, но в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки. Я подала заявку на муниципальный этап конкурса, потому что с моей машины Lada Kalina однажды ночью сняли колеса (все четыре), и мне срочно нужна была какая-нибудь премия, чтобы залатать образовавшуюся дыру в бюджете. Воров так и не нашли, да и бог с ними, но сегодня, как ни странно, я благодарна им за то, что именно тогда у меня появился мотив. Я просто разозлилась и поняла: надо что-то делать. И пусть это «что-то» будет хорошее.
На региональный этап я тоже отправилась не просто так, а потому что я уже предполагала свой переход в школу-новостройку, и мне необходимо было поставить точку в своей карьере в Тямшанской гимназии Псковского района. Это была и просьба директора, и мое личное волевое решение. Очень люблю свою старую сельскую гимназию и всегда буду вспоминать о ней с теплотой.
А потом меня подстегнули неприятные комментарии завистливых людей на псковской ленте новостей. И я опять разозлилась, и опять подумала, что нужно что-то делать. И это «что-то» должно быть еще лучше. Комментарии на ПЛН с тех пор я не читаю. А на всероссийском финале «Учителя года» мой открытый урок вошел в Топ-20 по стране тоже не просто так, а потому что у меня опять был серьезный мотив — мне нужно было доказать уже самой себе, что здесь, в новой школе, я на своем месте, что я попала сюда не просто так, а что я достойна здесь работать, в конце концов что я — это я.
Дальше будут стихи. Не все поверили, что они мои, но они и правда мои. Я написала их после конкурса в поезде Москва — Псков. А последние четыре строки родились накануне старта регионального конкурса «Учитель года»-2018.
Мне нравится эта история
Свободой в размахе крыла
И формой ее траектории,
И тем, где она пролегла.
И хочется взять послевкусие,
Размазать по будням на год
И жить этой легкой диффузией
Из смыслов и странных забот.
А мне говорили: жизнь делится
На «после», «во время» и «до».
Но все, как всегда, — глобус вертится,
И холодно в тонком пальто.
Как раньше. Я буду и далее
Скакать буквой «г» невпопад,
От смелости или незнания
Слегка выходя за формат.
Что важно: с огня да и в полымя?
Что важно: костюмчик? настрой?
Что важно: быть к месту? быть вовремя?
Нет. Важно остаться собой.
Всем спасибо.»