Еще совсем недавно главным показателем успешности школы было принято считать средние баллы ЕГЭ, число победителей олимпиад и количество поступивших в вузы. Но «Учительская газета» убеждена: успех не может исчерпываться лишь этими цифрами, ведь сколько в России школ, столько и представлений об истинном успехе. Именно поэтому мы вместе с образовательными экспертами, директорами, учителями, родителями, школьниками и общественностью хотим создать объективную критериальную базу для оценивания успешности школы в реальной жизни. |
Сегодня издательский дом «Учительская газета» объявляет о старте III Всероссийского конкурса «Успешная школа» и приглашает к участию в нем все общеобразовательные организации Российской Федерации!
Утверждено
1 марта 2018 г.
Положение о Всероссийском конкурсе «Успешная школа»
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение о проведении Всероссийского конкурса «Успешная школа» (далее соответственно – Положение, Конкурс), организатором которого является закрытое акционерное общество «Издательский дом «Учительская газета» при участии Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке, Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре и Агентства стратегических инициатив, определяет цели и задачи Конкурса, порядок его проведения, структуру и формат конкурсных испытаний, критерии их оценки, требования к составу участников и Жюри Конкурса, документам и материалам, представляемым для участия в Конкурсе, процедуру определения и награждения лауреатов и победителей Конкурса, а также порядок его финансирования.
1.2. Участниками Конкурса являются образовательные организации Российской Федерации, реализующие программы общего образования.
1.3. Организационно-методическое сопровождение Конкурса обеспечивает Оргкомитет Конкурса.
1.4. Организационно-техническое сопровождение Конкурса обеспечивает закрытое акционерное общество «Издательский дом «Учительская газета».
- Цели и задачи Конкурса
2.1. Цель Конкурса – содействовать самоанализу образовательных организаций в области технологий и практики достижения индивидуальной успешности.
2.2. Достижение данной цели осуществляется путем решения следующих задач:
— определение критериев успешности образовательных организаций в целях обновления содержания образования с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
— выявление и поддержка наиболее эффективных методик и технологий организации образовательного процесса с целью их трансляции и практического применения в образовательной среде;
— утверждение приоритетов образования в обществе.
- Порядок проведения Конкурса.
Структура и формат конкурсных испытаний, критерии их оценки
3.1. Конкурс проводится в два этапа.
3.1.1. Первый, или заочный, этап проводится в срок до 30 мая текущего года.
3.1.2. Второй, или очный, этап проводится в срок с 15 октября по 15 декабря текущего года.
3.2. Заочный этап включает в себя одно конкурсное задание.
3.3. Формат конкурсного задания заочного этапа – письменное представление (творческая работа) участника Конкурса, соответствующее техническим требованиям, предусмотренным п. 4.1 настоящего Положения, и состоящее из двух частей:
— часть первая – формулирование десяти правил педагогической и управленческой деятельности, позволивших образовательной организации – участнице Конкурса стать успешной;
— часть вторая – статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология».
3.3.1. Цели конкурсного задания заочного этапа:
— демонстрация способности анализировать эффективность деятельности образовательной организации;
— демонстрация умения оценивать приложенные усилия и объемы ресурсов, затраченные на реализацию выбранной стратегии достижения успеха;
— демонстрация умения формулировать практически применимые технологии достижения успеха, направленные на повышение эффективности деятельности образовательной организации;
— демонстрация готовности корректировать выбранную траекторию достижения успеха.
3.3.2. Критерии оценивания конкурсного задания заочного этапа:
— языковая и информационная грамотность, культура оформления материалов;
— оригинальность и инновационность представленных правил и технологий достижения успеха;
— наличие ценностных ориентиров;
— актуальность и реалистичность представленных решений;
— наличие системных представлений о тенденциях развития образования.
3.3.3. Пятнадцать участников заочного этапа, набравшие наибольшее количество баллов, объявляются лауреатами Конкурса и приглашаются для участия в очном этапе Конкурса. От каждой образовательной организации – лауреата Конкурса делегируется команда в составе до 5 человек. В составе команды должны быть представители школьной администрации, педагогических работников, родительской общественности и обучающиеся.
3.4. Очный этап включает в себя три конкурсных задания.
3.5. Формат 1-го конкурсного задания очного этапа: команда — участница очного этапа Конкурса в произвольной форме представляет презентацию деятельности своей образовательной организации, демонстрирующую наиболее отчетливо, по мнению членов команды, умение ставить задачи достижения успешности образовательной организации и добиваться намеченных результатов. Регламент выступления команды: презентация – до 15 минут, ответы на вопросы жюри – до 5 минут.
3.5.1. Цели 1-го конкурсного задания очного этапа:
— демонстрация способности к анализу деятельности образовательной организации, направленной на достижение успешности;
— демонстрация умения формулировать и представлять конкретные результаты деятельности образовательной организации, которые позволяют определить ее как успешную;
— демонстрация способности выстраивать стратегию развития образовательной организации и конструктивно взаимодействовать для достижения поставленных целей;
— демонстрация умения видеть потенциал образовательной организации и использовать его для дальнейшего развития.
3.5.2. Критерии оценивания 1-го конкурсного задания очного этапа:
— коммуникационная и языковая культура;
— системный подход в реализации представленных решений;
— актуальность и результативность представленных решений;
— демонстрация взаимодействия и сотрудничества участников образовательного процесса;
— наличие ценностных ориентиров.
3.6. Формат 2-го конкурсного задания очного этапа: команда — участница очного этапа Конкурса демонстрирует в свободной форме способы реализации одного из десяти правил педагогической и управленческой деятельности, позволивших образовательной организации стать успешной, которые были сформулированы ею в рамках конкурсного задания заочного этапа (правило определяется жребием перед началом конкурсного испытания). Регламент выступления команды: время на подготовку – 5 минут, продолжительность выступления – 5 минут, ответы на вопросы жюри – до 5 минут.
3.6.1. Цели 2-го конкурсного задания очного этапа:
— демонстрация способности к системному анализу деятельности образовательной организации;
— демонстрация умения видеть и оценивать результаты деятельности образовательной организации и искать в них потенциал для постановки новых задач, направленных на достижение успешности;
— демонстрация умения налаживать взаимодействие и сотрудничество участников образовательного процесса в целях достижения успешности и демонстрации полученных результатов.
3.6.2. Критерии оценивания 2-го конкурсного задания очного этапа:
— культура публичного выступления;
— умение аргументировать свою позицию;
— актуальность и реалистичность предлагаемых решений;
— умение использовать проектные подходы;
— рефлексивная культура.
3.7. Формат 3-го конкурсного задания очного этапа: лидеры команд — участниц очного этапа Конкурса (выбираются членами команд — участниц очного этапа Конкурса) принимают участие в круглом столе, предполагающем поиск ответов на наиболее актуальные вопросы современного образования. Продолжительность круглого стола – 120 минут. Тема круглого стола определяется Оргкомитетом Конкурса и объявляется в день начала проведения очного этапа Конкурса.
3.7.1. Цели 3-го конкурсного задания очного этапа:
— демонстрация уровня актуальных знаний о развитии и особенностях современной системы образования;
— демонстрация умения грамотно, лаконично и аргументированно предложить решение поставленной профессиональной задачи;
— демонстрация способности системно анализировать собственный опыт в рамках поставленной профессиональной задачи.
3.7.2. Критерии оценивания 3-го конкурсного задания очного этапа:
— коммуникационная и языковая культура;
— наличие системных представлений о состоянии современного образования и тенденциях его развития;
— способность к оперативному анализу актуальных профессиональных задач;
— актуальность и реалистичность предлагаемых решений;
— наличие ценностных ориентиров.
3.8. Пять лауреатов Конкурса, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам выполнения конкурсных заданий заочного и очного этапов, объявляются абсолютными (золотыми) победителями Конкурса.
Пять лауреатов Конкурса, занявшие в общем рейтинге по результатам выполнения конкурсных заданий заочного и очного этапов 6-10-е места, объявляются серебряными призерами Конкурса.
Пять лауреатов Конкурса, занявшие в общем рейтинге по результатам выполнения конкурсных заданий заочного и очного этапов 11-15-е места, объявляются бронзовыми призерами Конкурса.
- Представление документов и материалов для участия в Конкурсе
4.1. Для участия в заочном этапе кандидаты на участие в Конкурсе в срок, установленный п. 3.1.1 настоящего Положения, направляют в адрес организатора Конкурса следующие документы в электронном виде:
- Сопроводительное письмо кандидата на участие в Конкурсе по образцу (Приложение 1)*.
- Материалы конкурсного задания заочного этапа, предусмотренные п. 3.3настоящего Положения и оформленные в соответствии со следующими техническими требованиями:
— часть первая – объем до 3 тысяч знаков, шрифт – Times New Roman, кегль – 12, интервал – 1,5, поля – 2 см;
— часть вторая – объем до 9 тысяч знаков, шрифт – Times New Roman, кегль – 12, интервал – 1,5, поля – 2 см.
4.2. Документы, указанные в п. 4.1 настоящего Положения, направляются организатору Конкурса в электронном виде по адресу: ug@ug.ru.
4.3. Для участия в очном этапе участники, объявленные лауреатами Конкурса, в срок не позднее 10 календарных дней с момента объявления результатов заочного этапа направляют в адрес организатора Конкурса следующие документы в печатном и электронном виде:
- Информационная карта участника очного этапа по форме (Приложение 2)*.
- Согласия всех членов команд-участниц очного этапа Конкурса на обработку персональных данных и на использование их изображения:
для совершеннолетних членов команд:
— согласие на обработку персональных данных по образцу (Приложение 3)*;
— согласие на использование изображения гражданина по образцу (Приложение 4)*;
для несовершеннолетних членов команд:
— согласие родителя (законного представителя) на обработку персональных данных несовершеннолетнего по образцу (Приложение 5)*;
— согласие родителя (законного представителя) на использование изображения несовершеннолетнего по образцу (Приложение 6)*.
- Копии документов, удостоверяющих личность всех членов команд — участниц очного этапа Конкурса:
— для совершеннолетних членов команд – паспорта гражданина РФ;
— для несовершеннолетних членов команд – свидетельства о рождении.
4.4. Документы, указанные в п. 4.3 настоящего Положения, направляются организатору Конкурса в печатном виде по адресу: 107045, Москва, Ананьевский пер., д. 4/2, стр. 1, в электронном виде по адресу: ug@ug.ru.
4.5. Материалы, подготовленные с нарушением требований, установленных разделом4 настоящего Положения, рассмотрению не подлежат.
4.6. Материалы, представляемые организатору Конкурса, не возвращаются.
- Оргкомитет Конкурса
5.1. Для организационно-методического сопровождения Конкурса создается Оргкомитет Конкурса, который состоит из председателя, ответственного секретаря и членов.
5.2. Состав Оргкомитета формируется ежегодно организатором Конкурса.
5.3. Оргкомитет Конкурса:
— обеспечивает публикацию в средствах массовой информации сообщения об объявлении Конкурса;
— устанавливает процедуру проведения Конкурса и критерии оценивания конкурсных заданий;
— определяет требования к оформлению документов и материалов, представляемых для участия в Конкурсе;
— утверждает состав Жюри заочного и очного этапов Конкурса и регламент их работы;
— утверждает состав Счетной комиссии Конкурса и регламент ее работы;
— определяет порядок, форму, место и дату проведения Конкурса;
— определяет порядок финансирования этапов Конкурса.
5.4. Решение Оргкомитета Конкурса считается принятым, если за него проголосовало более половины его списочного состава. Решения Оргкомитета Конкурса оформляются протоколом, который подписывается председателем.
- Жюри Конкурса
6.1. Для оценки конкурсных заданий создаются Жюри заочного этапа и Жюри очного этапа, которые формируются по предложению Оргкомитета Конкурса.
Основным принципом формирования жюри является включение в их составы известных и авторитетных экспертов в области образования. Среди них могут быть лауреаты, призеры и победители всероссийских конкурсов «Учитель года России», «Успешная школа», «Директор школы», «Воспитатель года России» и др., лица, удостоенные почетных званий в сфере образования, руководители образовательных и научных организаций, представители исполнительных и законодательных органов власти, общественных организаций, профессиональных средств массовой информации, родительской и ученической общественности, деятели культуры, науки, искусства, спорта, бизнеса.
6.2. Состав Жюри заочного этапа утверждается Оргкомитетом Конкурса в срок, установленный п. 3.1.1 настоящего Положения. Состав Жюри очного этапа утверждается Оргкомитетом Конкурса в срок не позднее 15 октября текущего года.
6.3. Количество членов Жюри каждого этапа Конкурса – до 15 человек.
6.4. Жюри Конкурса оценивают результаты выполнения конкурсных заданий заочного и очного этапов в баллах в соответствии с критериями, утвержденными настоящим Положением, и заполняют оценочные ведомости по каждому конкурсному заданию.
- Счетная комиссия Конкурса
7.1. В целях организации подсчета баллов, набранных участниками Конкурса в ходе выполнения заданий заочного и очного этапов, подготовки сводных оценочных ведомостей по результатам выполнения участниками Конкурса конкурсных заданий, а также для проведения жеребьевки участников очного этапа, создается Счетная комиссия.
7.2. Состав Счетной комиссии утверждается Оргкомитетом Конкурса в срок, установленный п. 3.1.1 настоящего Положения.
7.3. Количество членов Счетной комиссии – до 5 человек.
- Награждение призеров и победителей Конкурса
8.1. Каждый из пяти абсолютных (золотых) победителей Конкурса получает в дар денежные средства в размере 200000 (двести тысяч) рублей и специальный приз.
8.2. Серебряные и бронзовые призеры Конкурса награждаются дипломами, специальными призами и ценными подарками.
8.3. Все образовательные организации, допущенные к участию в заочном этапе, получают сертификаты об участии в Конкурсе.
8.4. Конкурсные материалы лауреатов Конкурса, представленные на заочный этап, и работы иных участников конкурса, заслуживающие, по мнению членов Жюри, внимания профессионального сообщества, публикуются в печатных и электронном изданиях ЗАО «Издательский дом «Учительская газета».
8.5. Объявление и награждение призеров и победителей Конкурса осуществляются по завершении выполнения заданий очного этапа на торжественной церемонии подведения итогов Конкурса. Место проведения торжественной церемонии подведения итогов Конкурса определяется решением Оргкомитета.
- Финансирование этапов Конкурса
9.1. Финансирование проведения заочного этапа осуществляется за счет средств образовательной организации, принимающей участие в Конкурсе.
9.2. Расходы по командированию лауреатов Конкурса для участия в очном этапе осуществляются за счет средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и (или) попечителей образовательных организаций – лауреатов Конкурса, и (или) других средств.
9.3. Финансирование проведения очного этапа осуществляется за счет средств организатора Конкурса. Для проведения очного этапа допускается привлечение спонсорских средств.
________________________
* Приложения к Положению о Всероссийском конкурсе «Успешная школа» опубликованы на сайте «Учительской газеты» по адресу: http://ug.ru/news/24442.