Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направил для использования в работе методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.
Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей
Приложение
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод. Формирование высокого уровня правовой культуры, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности — основные направления деятельности образовательных организаций по формированию основ гражданственности и правовой культуры. Достижение указанных целей возможно лишь при грамотной организации, в первую очередь в образовательных организациях, работы по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.
Данные методические рекомендации разработаны в рамках выполнения Плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р совместно с Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».
Рекомендации направлены на оказание информационной и методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, муниципальным органам управления образованием, руководителям образовательных организаций в организации работы по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Основными направлениями деятельности образовательных организаций в рамках повышения правовой грамотности должны являться:
— разработка программ, методических пособий, включающих правовую тематику;
— обучение обучающихся основам правовой культуры с целью повышения гражданской активности и формирования навыков ориентироваться в различных жизненных ситуациях, в том числе, соблюдая социальные обязанности и отстаивая собственные права;
— реализация программ повышения правовой грамотности для родителей с целью формирования основ правовой культуры в семье;
— повышение уровня правовой грамотности педагогов.
В соответствии с этим, всю работу в образовательных организациях по повышению правовой грамотности целесообразно разделить на три целевые группы, с учетом их особенностей, различных ролей и соответственно требуемых различных подходов при организации мероприятий:
- Дети, обучающиеся в образовательных организациях.
- Родители (законные представители).
- Педагоги, участвующие в воспитании детей.Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей.
Цели проведения мероприятий по повышению правовой грамотности:
— формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений;
— профилактические работы со школьниками всех возрастов;
— формирование правовая культура каждого обучающегося.
Задачи:
— формирование терминологического аппарата;
— закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;
— формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства -необходимая часть жизни в обществе;
— прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;
— формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства;
— социализация личности школьника.
Мероприятия по правовому воспитанию учащихся должны проводиться не только чтобы дать детям знания, но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином.
Основные формы и методы повышения правовой грамотности детей
Основные методы для накопления обучающимися теоретических знаний — лекции, беседы. Используются в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах.
Использование различных интерактивных форм мероприятий (конкурсы, викторины, конференции, семинары и другие) обеспечивает высокий уровень усвоения и запоминания информации.
Отдельные формы мероприятий (практикумы, деловые игры, дискуссии и т.п.) способствуют формированию навыков использовать полученные знания в конкретных ситуациях.
Важным является выстраивание единой содержательной линии, при которой внеклассные мероприятия дополняют и закрепляют материал, полученный на уроках.
Примерные темы мероприятий для детей
— Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум. Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод гражданина.
— Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей. Семья и брак. Добрачное поведение. Проблема неполных семей.
— Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.
— Гражданские, трудовые, жилищные, имущественные правоотношения. Права потребителя.
— Социальные нормы. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Равенство перед законом. Административные правонарушения. Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность.
— Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культура. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодежные группы, их поведение и ответственность.
— Религия и ее роль в обществе. Религии и конфессии России. Традиционные и нетрадиционные верования. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм.
— Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль.
— Народность, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, расовая дискриминация, культурный плюрализм. Национальная политика России.
— Правонарушения и преступления. Правомерное и неправомерное поведение. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения, виды административного правонарушения и административные взыскания.
— Порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы.
— Социальная стратификация и социальные отношения.
— Демографическая политика России.
— Конфликт и основные способы его разрешения.
— Социальное и протестное движения, их характеристика и масштабность.
— Мораль и нравственность. Нравственные категории и добродетели. Милосердие. Долг. Справедливость и равенство. Духовная жизнь человека и общества.
Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей)
При проведении мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей) важнейшее значение имеет семейно-правовой аспект, в связи с чем участники образовательного процесса — родители обучающихся — должны получить более глубокие знания в области семейного права, бесплатные юридические консультации по вопросам детско-родительских правоотношений, знания и навыки по урегулированию детско-родительских конфликтов. Важнейшим требованием к проведению мероприятий является активная, творческая форма проведения занятий, направленная на формирование родительских компетенций посредством приобретения теоретических знаний, их закрепления и применения в конкретных жизненных ситуациях. Должно быть предусмотрено использование online вещания, других дистанционных технологий, работу со справочно-правовыми системами.
Цели проведения мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей):
— получение базовых юридических знаний в сфере детско-родительских правоотношений;
— получение правовых знаний родителями обучающихся как участниками образовательного процесса;
— поддержка и формирование традиционных семейных ценностей как основы развития и сохранения семьи;
— воспитание ответственного отношения к своим родительским правам и обязанностям;
— профилактика детско-родительских конфликтов, семейного неблагополучия;
— поддержка семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию и в социально опасное положение.
Задачи мероприятий:
— поддержка, обучение и семейно-правовое просвещение родителей в сфере детско-родительских правоотношений;
— формирование позитивного правового сознания родителей в детско-родительских правоотношениях;
— воспитание «ответственного родительства» посредством реализации мероприятий программы и оказания бесплатной правовой помощи родителям обучающихся колледжа.
Основные формы работы с родительской аудиторией.
Лекции (лекция-информация, лекция-визуализация, проблемная лекция).
Практические занятия (дискуссия, тренинги, case-study — решение ситуативных задач, выполнение контрольных заданий, индивидуальные и групповые юридические консультации, выполнение творческих заданий, ролевые игры, тестирование, анкетирование, просмотр и обсуждение фрагментов фильмов семейно-правовой тематики, викторина, конкурсы, консультации специалистов, выступления сотрудников правоохранительных органов, «круглые столы» и др.)
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
— получение и углубление знаний в области семейного права, повышение правовой культуры детско-родительских правоотношений, ответственности родителей за воспитание своих детей;
— улучшение взаимодействия и взаимопонимания детей со своими родителями;
— формирование конструктивного взгляда родителей на решение семейных проблем;
— повышение активности участия родителей в учебно-воспитательном процессе, повышение заинтересованности родителей в успехе своих детей.
В результате семейно-правового просвещения родители должны знать права и гарантии, обязанности и ответственность родителей и детей, должны уметь:
— выступать представителями интересов своих детей в административных и судебных процедурах;
— предупреждать и грамотно разрешать конфликтные ситуации;
— научить ребёнка правилам личной безопасности;
— уметь правильно оформлять социальные пособия на детей и других членов семьи.
Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей
Цели проведения мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников:
— развитие правовой компетентности педагогов в области воспитания несовершеннолетних;
— совершенствование системы правоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса организаций образования Российской Федерации.
Задачи:
— повышение квалификации педагогов в области гражданско-правовых знаний;
— объединение усилий школы и семьи в гражданско-правовом образовании несовершеннолетних;
— совершенствование системы воспитательной деятельности в образовательной организации;
— развитие гражданско-правового образования в школах.
Мероприятия по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей должны обеспечивать:
— систематическое изучение нормативных правовых документов различного уровня, обеспечивающих защиту, реализацию прав и свобод детей;
— информирование о международных, федеральных, региональных документах, касающихся прав, обязанностей, ответственности детей и их родителей,
— изучение методик и технологий;
— обучение использованию в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов правового просвещения;
— поддержку поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;
— разработку и реализацию программ освоения основ права;
— мониторинг правовых знаний и поведения учащихся.
Основные формы мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей:
— лекции, беседы;
— консультации, тренинги, семинары-практикумы;
— другие формы просветительских мероприятий.
Формы работы по повышению правовой грамотности педагогических работников должны предполагать высокий уровень правовых знаний и правового поведения педагогов, воспитателей, социальных работников, руководителей кружков и секций, тренеров и др.
Примерные темы мероприятий для педагогов:
— формы государственно-общественного управления;
— основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— административная, гражданско-правовая дисциплинарная, уголовная ответственность педагогов;
— основные гарантии прав ребенка в РФ;
— право ребенка на летний отдых; правовые аспекты организации летней оздоровительной работы с детьми.
Список нормативно-правовых актов, рекомендуемых для использования при проведении мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей
- Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);
- Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.);
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г.Риме 04.11.1950);
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.);5*. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных. - Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ;
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 30.12.2001 г.
Список литературы
- Главный закон нашей жизни: по страницам Конституции Российской Федерации//Детская энциклопедия. — 2013. — N 8.
- Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.
- Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности/И.И.Евтушенко//Социально-гуманитарные знания. — 2011. — N 4.
- Ишеков К.А. Теоретико-правовые основы реализации конституций и уставов субъектов Российской Федерации органами государственной власти: монография/под общ. ред. П.П.Сергуна; РПА Минюста России, Поволжский (г.Саратов) юридический институт (филиал). М.: Саратов: РПА Минюста России, 2012. 97 с.
- Певцова Е.А. О некоторых аспектах формирования правового сознания и правового воспитания школьной молодежи в трансформирующемся обществе//Основы государства и права. — 2005. — N 1. — С.49-61.
- Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебно-методическое пособие/Е.А.Певцова. — М., 2003.
- Рассолова Е.А. Правовое воспитание старшеклассников//Вестник Университета Российской Академии Образования. — 2007. — N 1. — С.45-47.