24 марта 2018 года состоится традиционная XIX областная Семейная олимпиада по праву. В этом учебном году в помощь заинтересованным семьям и тренерам семейных команд разработан электронный ресурс и дистанционная часть олимпиады, ориентированные на углубление знаний потенциальных участников очного этапа по проблемам правовой поддержки и государственного обеспечения межэтнических, межконфессиональных и межнациональных отношений в РФ.        

ПОЛОЖЕНИЕ

об областной Семейной олимпиаде 2018 по теме «Диалог культур в многонациональной России»

Вовлечение в гражданское образование всех участников образовательного процесса – школьников, педагогов, родителей – является необходимым условием его эффективности. Одной из наиболее интересных и перспективных форм такого взаимодействия являются Семейные олимпиады с общим названием «Права человека твои и мои», которые с 2000 года регулярно проводятся в Псковской области. Семейные олимпиады объединяют детей, родителей и педагогов в одну команду. Они создают стимулы для овладения правовыми знаниями, способствуют взаимопониманию людей разных поколений, воспитанию гражданственности.

Выбор темы Олимпиады 2018 года – «Диалог культур в многонациональной России» обусловлен необходимостью расширения знаний взрослых и школьников о богатстве культур народов России. Это  — уникальная по форме и глубокая по содержанию возможность привлечь внимание участников образовательного процесса к одной из ключевых проблем современной России – разнообразию культурных, бытовых и многих других особенностей людей, составляющих нашу многонациональную страну. Не случайно Конституция 1993 года начинается словами «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…». По-прежнему актуальной является задача  противодействия ксенофобии и экстремизму в нашей многонациональной стране.

Знание своей страны, богатейших культурных традиций является важной компетенцией современного молодого человека. Подготовка к Олимпиаде стимулирует школьников и взрослых участников (родителей и других членов семей) к изучению большого массива информации, в том числе, — Конституции РФ, Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., введённой Указом Президента РФ № 1666 от 19.12.2012 г., Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Псковской области на 2014-2018 годы, утверждённого распоряжением Администрации области № 98-р от 17.04.2014 г. и других политико-правовых документов. Олимпиада-2018, как и предыдущие олимпиады, является составной частью деятельности  системы образования по формированию российской гражданской идентичности.

С целью популяризации идей Семейной олимпиаы-2018 и подготовки к ней организаторы проводят Онлайн-олимпиаду. Главный стимул участия в онлайн-олимпиаде  —  приобретение и углубление знаний по вопросам межнациональных отношений, конфликтологии, взаимодействия национальных культур, преодоления этнических стереотипов и ксенофобии. В подготовке к тестированию участникам помогут приведенные в соответствующих разделах интернет-источники, размещенное на нашем сайте учебно-методическое пособие «Противодействие ксенофобии», а также самостоятельный поиск интернет-ресурсов по вопросам онлайн-олимпиады.

Участие в онлайн-олимпиаде является добровольным. В ней могут участвовать все желающие. Наши тесты ориентированы на учащихся 9-11 классов, но если найдутся восьмиклассники, которые чувствуют себя способными пройти предложенное нами тестирование, мы будем это приветствовать.

Онлайн-олимпиада будет проходить с 10 декабря 2017 г. по 10 марта 2018 года. Итоги будут подведены 20 марта 2018 г. Участники, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, получат специальные призы – подарочные карты магазина «М. Видео». Вручение призов будет проходить одновременно с вручением наград победителям и участникам областной Семейной олимпиады «Диалог культур в многонациональной России» 24 марта 2018 года в МБОУ «Лицей № 4 «Многопрофильный», г. Псков.

Адрес онлайн-олимпиады: https://olimpiadapskov.ru/

  1. Цели и задачи Олимпиады

Цель — объединение усилий всех участников образовательного процесса в  распространении гражданско-правовых знаний, направленных на понимание взаимодействия представителей различных народов нашей многонациональной страны, ориентации на диалог и взаимообогащение культур,   на демократизацию и гуманизацию взаимоотношений семьи и школы.

Задачи:

  • распространение и углубление знаний о правах человека, принципах совместного проживания и диалоге культур народов многонациональной России;
  • стимулирование взаимодействия и диалога общественных и государственных структур, семьи и школы по проблемам воспитания межэтнической толерантности и противодействия ксенофобии и экстремизму на почве национальной нетерпимости;
  • формирование высокой правовой и политической культуры, навыков и умений активно и ответственно реализовывать гражданские права и обязанности в демократическом обществе, критического мышления;
  • содействие диалогу между всеми участниками Олимпиады – взрослыми и детьми;
  • развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса.

  2. Участники олимпиады

Прямыми участниками Олимпиады могут быть только семьи (старшеклассники, вместе со своими родителями или просто родственниками). На  заключительном этапе Олимпиады выступают семейные команды из трёх человек. При этом в команде не должно быть профессиональных юристов.  Других ограничений нет. Команда самостоятельно выбирает тренера-консультанта (как правило, таковым является учитель общественных дисциплин).

Принять участие в олимпиаде могут учащиеся учреждений общего и среднего профессионального образования Псковской области.

 3. Организация проведения олимпиады

Устанавливаются следующие этапы олимпиады:

Первый — на уровне образовательного учреждения. Проводится педагогическим коллективом образовательного учреждения на основании собственного положения. Итоги подводятся по собственным критериям. На следующий этап направляется семья – победитель школьного тура.

Второй – районный (городской) – проводится методической службой по вопросам и заданиям, разработанном районным (городским) жюри в рамках тематики областного финального тура.

Третий – областной — проводится жюри на базе МБОУ «Лицей № 4 «Многопрофильный» (г. Псков, ул. Коммунальная, д. 30. Проезд автобусами 2, 3, 4, 17, 22, 30  — до остановки «Маяк»; 14 – до остановки «Городская больница»)  по вопросам и заданиям, предложенным жюри по согласованию с оргкомитетом.

В областном этапе олимпиады возможно участие на основе самовыдвижения или выдвижения школы, региона, минуя I и II этапы.

Заявки на участие в заключительном туре олимпиады направляются до 17 марта 2018 г. в оргкомитет по адресу 180016, г. Псков, ул. Коммунальная, 30, Семейная олимпиада по праву.

  1. Сроки проведения

Первый этап – до «15» февраля 2018 г.

Второй этап — до «10» марта 2018 г.

Третий этап — «24» марта 2018 г.

5. Руководство олимпиадой

Ответственными за проведение областного этапа являются Государственное управление образования Псковской области, Автономная  некоммерческая организация «Псковский областной центр реализации семейных проектов «Современная семья»

Центр гражданского образования ПОИПКРО, МОУ «Многопрофильный лицей № 4» г. Пскова.

Для подготовки и проведения олимпиады создается оргкомитет.

Функции оргкомитета:

  • определяет конкретные сроки проведения олимпиады, раз­рабатывает и утверждает положение о проведении олим­пиады;
  • организует проведение олимпиады в соответствии с Поло­жением;
  • назначает председателя жюри;
  • утверждает проблематику олимпиады, тексты заданий для второго и третьего этапов;
  • совместно с жюри подводит итоги, награждает победите­лей;
  • составляет отчеты о проведенной олимпиаде и представ­ляет их соответствующим органам образования;
  • организует широкую пропаганду олимпиады через местную печать, радио, телевидение.

6. Подведение итогов и награждение.

Итоги по первому и второму этапам подводятся на основании собственных положений школ и районов (городов).

При подведении общих итогов олимпиады победитель определяется по результатам третьего этапа в личном первенстве, исходя из суммы баллов, полученной за выполнение заданий  третьего тура. Командное первенство среди школ, районов (городов) не определяется.

 Формы проведения и оценка конкурсов третьего этапа олимпиады:

Первый тур соревнований

Форма проведения – регламентированная дискуссия (игра) «Дебаты». Тема: «В Российской Федерации созданы благоприятные условия для равноправного диалога всех этносов, населяющих нашу страну»».

Выбор позиции (отрицание или утверждение) происходит в результате жеребьевки за 10 минут до начала тура.

Оценка выступления команд осуществляется по стандартному протоколу игры «Дебаты» (см. Приложение)

         Максимальное количество баллов за дебаты –30.

Второй тур соревнований

Форма проведения – письменная.

Эссе на одну из тем (по жребию):

— Раскройте содержание понятия «многонациональный народ Российской Федерации»

— Как взаимодействуют между собой различные религиозные конфессии в России?

— Как Российское государство защищает права народов на развитие этнической культуры?

— Какую роль играют и могут играть организации гражданского общества в налаживании и     развитии межэтнического культурного взаимодействия в Псковской области?

— Какие способы преодоления этнических стереотипов вам известны? Приведите примеры.

— Раскройте причины межэтнических конфликтов и способы их урегулирования.

—   Какими  возможностями обладает гражданское общество в противодействии ксенофобии и   экстремизму?

— Какова роль семьи в воспитании культуры межэтнических отношений?

По итогам второго (письменного) тура члены жюри оценивают выполнение участниками письменного проблемного задания.

При этом учитываются:

  1. Умение определить и вычленить проблему.
  2. Умение критически мыслить.
  3. Умение делать выводы и заключения.
  4. Умение логично и кратко излагать свои суждения.
  5. Соблюдение регламента.         

За выполнение этого задания предусмотрено максимальное количество баллов –25.

Время, отведенное на написание эссе – не более 40 мин.

Третий тур соревнований

Форма проведения – устная. Команды представляют конкретные ситуации возникновения проблем межэтнического взаимодействия и их разрешения с помощью диалога культур.

Продолжительность выступления – не более 10 мин. Вопросы и ответы – не более 5 минут.

По итогам третьего тура члены жюри оценивают две составные части соревнования: устное выступление команды по теме, ответы на вопросы команды-партнера.

При оценке устного выступления команды и ответов на вопросы команды-партнера учитываются:

  1. Умение раскрыть основную идею.
  2. Умение обосновывать свою позицию нормами права.
  3. Умение быть корректными в отношении других участников Олимпиады.
  4. Умение работать в команде.
  5. Умение дать точный ответ на вопросы команды-партнера.
  6. Соблюдение регламента.

За выполнение этого задания предусмотрено максимальное количество баллов –30.

Определение победителей:

Каждый член Жюри заполняет протоколы, где оценивает выступление каждой из команд, сдает их секретарю Олимпиады, производящему подсчет баллов.

Члены жюри имеют возможность (при соответствующей аргументации) дать дополнительные 5 баллов одной из команд по любой номинации. Соответствующее решение также оформляется протоколом.

Если по итогам устного и письменного туров две команды набрали одинаковое количество баллов, жюри формулирует задачу по решению конкретной правовой ситуации и по итогам ответов определяет победителя.

По итогам соревнований в трех турах определяются команды, занявшие призовые места:

  • одно первое место;
  • одно второе место;
  • два третьих места. Все участники Семейной олимпиады получают памятные подарки.Дипломом I степени награждается команда, имеющая наибольшее количество баллов (не менее 70% от максимального количества баллов). Дипломами II и III степени награждаются команды, набравшие количество баллов по ниспадающей шкале.         

7. Финансирование всех этапов олимпиады осуществляется за счет разных источников:

  • субсидии Администрации Псковской области, выделенной Автономной некоммерческой организации «Псковский областной центр реализации семейных проектов «Современная семья»

Решение Жюри оглашается в торжественной обстановке.

  • Решение о победителях принимается после совещания членов Жюри. Предусматривается также присуждение поощрительных призов.
  • управлений (отделов) образования районов (городов) области;
  • спонсоров.

Приложение 1.

  Состав оргкомитета:

  1. Барышников Геннадий Иванович – председатель, первый заместитель начальника Государственного управления образования Псковской области.
  2. Жихаревич Михаил Ефимович – зам. председателя, кандидат философских наук, доцент, заведующий Центром гражданского образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования (далее ПОИПКРО).
  3. Мотин Антон Юрьевич – директор Автономной некоммерческой организации «Псковский областной центр реализации семейных проектов «Современная семья»
  4. Павлов Валерий Фёдорович – Секретарь Общественной палаты Псковской области.
  5. Григорьева Светлана Анатольевна – консультант Государственного управления образования Псковской области.
  6. Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО, координатор образовательных программ Центра гражданского образования ПОИПКРО.
  7. Платонова Валентина Николаевна – директор МОУ «Многопрофильный лицей № 4» г. Пскова.

Состав жюри:          

  1. Лапицкая Ольга Домионовна координатор научно-методической работы ПОИПКРО, кандидат философских наук, доцент.Никонов Семен Юрьевич – директор Автономной некоммерческой организации «Центр устойчивого развития Псковской области».
  2. Озерова Светлана Алексеевна – директор МБОУ «Псковский технический лицей».
  3. Мотин Антон Юрьевич – директор Автономной некоммерческой организации «Псковский областной центр реализации семейных проектов «Современная семья».
  4. Жихаревич Михаил Ефимович – председатель, кандидат философских наук, доцент, заведующий Центром гражданского образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования (далее ПОИПКРО).
  5.  Пасман Татьяна Борисовна – координатор образовательных программ Центра гражданского образования ПОИПКРО.

  Приложение 2.

Основные источники для подготовки к Олимпиаде: 

  1. Конституция Российской Федерации — http://12dekabrya.ru/
  2.  Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. — http://cultura-yamala.ru/normativ/zakon/detail.php?ID=1245
  3.  Противодействие ксенофобии: учебно-методическое пособие /  Отв. ред. М.Е. Жихаревич – М., 2011 — https://docs.google.com/file/d/0B—rLBviNvE_VFZjbEdYd2ZzaDA/edit?pli=1

Метка: , , ,

62 queries in 0,153 seconds.