В «Учительской газете» № 51 от 20 декабря за 2016 год в рубрике «Образовательное право» опубликован ответ на вопрос о законодательном урегулировании требований к максимальному объему домашнего задания для школьника в статье Татьяны Погореловой «Да не скоро дело делается»:
«В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объёме образовательных программ, соответствие качества подготовки установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся.
В связи с многочисленными обращениями участников образовательных отношений по вопросу перегрузки учащихся в ходе освоения основных общеобразовательных программ Минобрнауки России письмом от 18.06.2015 г. №НТ–670/08 направило Методические рекомендации по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, разработанные ФГАУ «Федеральный институт развития образования».
В частности, в рекомендациях отмечено, что при разработке рабочей программы учебного предмета учитель может предусмотреть задания для самостоятельной подготовки учащихся (далее – домашнее задание).
Содержание, объем, форма и периодичность домашних заданий учащихся определяются в том числе:
– планируемыми результатами освоения изучаемого материала (темы, раздела, модуля и пр.) и его спецификой;
– уровнем мотивации и подготовки учащихся по конкретному учебному предмету (одарённые, слабоуспевающие и др.);
– уровнем сложности домашнего задания (репродуктивный, конструктивный, творческий).
Выполнение заданий учителя, в том числе домашних, предусмотрено Законом: учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
При реализации утверждённых рабочих программ учебных предметов и планировании домашнего задания учителю необходимо учитывать:
– ранг трудности учебного предмета в соответствии со шкалой трудности учебных предметов;
– суммарную дневную учебную нагрузку учащихся (плотность и эффективность урока; количество уроков; проведение контрольных работ, мониторинга и пр.);
– день недели (начало/конец недели);
– плановые перерывы для отдыха (предпраздничные, праздничные, выходные дни; каникулы и пр.);
– особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья.
При организации выполнения домашнего задания учащимися в образовательной организации педагогические работники также должны учитывать рекомендации СанПиН:
– обучение в первом классе проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий;
– объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2–3-х классах – 1,5 часа, в 4–5-х классах – 2 часа, в 6–8-х классах – 2,5 часа, в 9–11-х классах – до 3,5 часа. Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день;
– начинать самоподготовку целесообразно в 15–16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
– приготовление уроков проводить в закреплённом помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту учащегося;
– предоставлять выбор очерёдности выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с учебного предмета средней трудности; предоставлять возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определённого этапа работы;
– проводить «физкультурные минутки» длительностью 1–2 минуты.
Рекомендовано организовать разъяснительную работу среди учителей и родителей (законных представителей) учащихся по вопросам организации выполнения домашнего задания.
Кроме того, для осуществления контроля внутри образовательной организации может быть применён встроенный в системы ведения электронных журналов инструмент учёта объёма домашних заданий, фиксирующий предполагаемое время выполнения каждого задания и отражающий его суммарное значение.
В случае необходимости на основе полученной информации администрацией образовательной организации должны быть приняты меры по его оптимизации.»
Источник: «Учительская газета» № 51 от 20 декабря за 2016 год