Халамов Владислав Николаевич,
руководитель Учебно-методического центра РАОР
Стремительное развитие общества, технологий требует перестройки и в системе образования. При этом особое внимание уделяется технологическому образованию. Именно эта сфера позволяет обучить детей навыкам, которые будут востребованы в ближайшей перспективе. Но вот парадокс – о технологическом образовании говорится давно, а предмет «Технология» до сих пор считается второстепенным.
В последние десятилетия изучение такой многоплановой предметной области сводилось к узкому кругу вопросов связанных с обработкой материалов у мальчиков и сферой быта у девочек.
Такой подход полностью исключал участие «Технологии» в реализации задач большинства школьных предметов и отодвигал ее от участия в процессах модернизации образования. И уроки труда исчезли из программы.
В результате – абсолютное большинство школьников не только не в состоянии что-либо сделать своими руками, но даже простейший инструмент в глаза не видели.
Сегодня предметная область «Технология» возвращается в школы. Государством поставлена задача – повысить интерес школьников к предметам естественно-математического цикла.
ФГОС диктует жесткие требования к уровню освоения знаний. Но директора школ сталкиваются с проблемами: отсутствием материально-технической базы, безнадежно устаревшими методическими пособиями и программами, по которым невозможно вдохновить на творчество не только школьников, но и самих учителей.
Задачи перед педагогом «Технологии» стоят огромные: сформировать у учащихся систему технологических знаний и умений, воспитать трудовые, гражданские и патриотические качества личности, обеспечить условия для профессионального самоопределения школьника и еще целый ряд личностных качеств и компетенций. А как все это успеть сделать, если по плану на уроки технологии в 5-7 классах отводится всего 2 часа, а в 8 классе и вовсе 1 час?
Чтобы наметить пути решения, необходимо было понять, а что же хотят получить от уроков технологии чиновники, директора школ, педагоги, родители.
Специалисты органов Управления образованием хотят решить главную на сегодня задачу – повысить интерес школьников к предметам естественно-математического цикла. И в этом случае курс «Технологии» должен стать проекцией физики, математики, информатики и мотивировать учащихся на их изучение.
Директору школы также важно, чтобы логика преподавания «Технологии» была созвучна с логикой изучения школьных предметов. Но у него проблемы с кадрами, оборудованием, учебно-методическими материалами. И возникает вопрос, а стоит ли тратить средства на приобретение дорогостоящего оборудования, обучение педагога ради 1-2 часов в неделю.
Проще отдать эти часы учителю информатики, библиотекарю, воспитателю группы продленного дня или еще кому. А основные силы бросить на подготовку школьников к сдаче ЕГЭ.
Для педагога уроки «Технологии» вообще одна большая проблема. Школы, где есть хорошо оборудованные мастерские, учебные классы, лаборатории по технологии можно пересчитать по пальцам.
Вот и получается, что уровень практических навыков работы с инструментами и материалами у школьников практически нулевой. Соответственно нет интереса к предмету. Да и среди предметников «Технология» не считается важным предметом. Что-то среднее между музыкой и рисованием.
В среде родителей рейтинг «Технологии» тоже не высок: по предмету не сдают ЕГЭ, для поступления в вуз он никакого значения не имеет.
Но каким хотят видеть родители своего ребенка в будущем?
Конечно же успешным, образованным, состоявшимся и как личность, и как специалист. В «Атласе новых профессий», подготовленном Агентством стратегических инициатив совместно со школой управления «Сколково», нас заинтересовали так называемые надпрофессиональные навыки. Эти навыки являются универсальными и важны для представителей самых разных отраслей. И вот что интересно: навык системного мышления понадобится в 96% профессий будущего, программирование и робототехника – в 60%, навык межотраслевой коммуникации – в 58%.
Таким образом, достаточно четко рисуется «портрет» востребованного специалиста: хороший производственник, понимающий экономические, экологические, социальные и другие проблемы общества, отличающийся научной и технической эрудицией, стремлением к постоянному развитию профессиональных интересов, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, умением работать с людьми, обладающий креативным мышлением и способностью к изобретательству.
А ведь все эти навыки формируются именно в процессе технологического образования.
Так как же сделать так, чтобы технологическое образование прочно вошло в современные школы?
Наверное, для начала четко уяснить, что образовательная область «Технология» – это не второстепенный предмет, а уникальная возможность для школьников отработать теоретические знания по математике, физике, химии, биологии, информатике на практических примерах. И для этого необходимо современное оборудование, будь то робототехнические лаборатории, 3-D принтеры или современные станки. И следует найти возможность обучить педагога работать с этим оборудованием.
А еще нужны современные учебники и задачники, интересные лабораторные практикумы и творческие проекты.
Пока еще не решенной задачей методики технологического образования школьников остается острая нехватка заданий, учебных ситуаций, практических задач, которые отражали бы специфику содержания учебной деятельности на уроках «Технологии». Таких заданий, которые помогали бы школьнику обрести опыт преобразовательной деятельности в процессе создания изделий, полезных и значимых как для него, так и для окружающих. Посмотреть примеры практических заданий, бесплатно скачать конспекты занятий, а также поделиться собственными наработками можно на нашем сайте http://фгос-игра.рф/.
В помощь педагогам мы решили создать сборник задач для уроков технологии. Хотелось бы отметить, что системный толчок этому проекту дал директор издательства БИНОМ Бородин Михаил Николаевич. В построении структуры материалов задачника по Технологии, неоценимую помощь оказали специалисты издательства.
В сборник вошли проекты по таким предметам, как технология, физика, биология. Это пособие написано не чиновниками и не сотрудниками вузов, зачастую далекими от «школьного» образования. В нем собраны проекты, уже реализованные учителями, которые постарались подробно описать методику обучения. Книга ценна своей практикоориентированностью. Все конспекты занятий прошли апробацию и сегодня по материалам книги многие педагоги страны ведут занятия.
Но нет пределов совершенству и мы приглашаем всех желающих для подготовки новых задач для следующего издания.
Как специалист, более 20 лет работающий в системе детского технического творчества и знающий проблемы технологического образования изнутри, я убежден, что технологическая подготовка не возможна без первичного трудового обучения растущего человека начиная с самых ранних этапов.
Так, например, на уровне детского сада мы проводим экспериментальную разработку пропедевтического курса для дошкольников. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Основа любого творчества – детская непосредственность. Взрослые знают как нельзя, как правильно. С такими установками нет творчества. Для нас важно начинать занятия в том возрасте, в котором ребенку еще не успели объяснить почему так нельзя. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами.
Большое значение для развития абстрактного и конструкторско-художественного мышления, формирования прочного фундамента технических знаний имеют занятия начальным техническим моделированием и конструированием. Ведь основная задача педагога на занятиях начальным техническим моделированием – помочь ребенку увидеть готовое изделие в исходном материале: листе бумаги, коробке, скорлупе ореха, деталях конструктора. А это как раз и есть подготовка ребенка к решению конструкторских задач, что является основой для успешного обучения в школе.
Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Не говоря уже о том, что на фоне таких интересных занятий видео игры и смартфоны теряют свою привлекательность в детских глазах.
Работа в школе направлена на формирование заинтересованности школьника в получении технического образования. В настоящее время специалистами нашего учебно-методического центра ведется активная работа по апробации методик и программ интеграции робототехники, радиоэлектроники, основ конструкторской деятельности в курс школьных предметов.
Для организации внеурочной деятельности мы внедряем в школах программы ознакомительного уровня по направлениям технического творчества. В помощь педагогам разработан комплект учебно-методической литературы в который вошли: программы, конспекты занятий, раздаточный материал.
Наш опыт мы делаем доступным для каждого преподавателя: организуем и проводим курсы повышения квалификации, предоставляем сайт учебно-методической поддержки, оказываем консультации по вопросам приобретения и применения образовательных конструкторов и методической литературы.
Всех, кому интересны вопросы технологического образования школьников – приглашаю к обмену опытом на наш сайт http://фгос-игра.рф/, являющейся открытой площадкой для общения. Моя личная почта: vlad.raor@mail.ru. Также, мы будем рады встретиться с вами в нашем центральном офисе в Москве или провести совместный круглый стол по проблемам технологического образования в вашем регионе.
Рады будем встретить его и готовы обсудить с ним наши взаимные деловые интересы и перспективы сотрудничества.
Метка: ИКТ, Педагогический опыт, Технология
В рамках секции «Новые инженеры» на Московском международном салоне образования – 2016 он презентует кейс на тему «Практика внедрения моделей интеграции общего и дополнительного образования»
http://www.center-tvorchestva......-2016.html