Бюст Ордин-Нащокина в г. Опочка

Бюст Ордин-Нащокина в г. Опочке

По итогам заседания рабочей группы по увековечению памяти А.Л. Ордина — Нащокина подготовлено поручение первого заместителя Губернатора Псковской области В.В. Емельяновой о проведении в сентябре 2015 года в образовательных учреждениях тематического урока, посвященного памяти А.Л. Ордина — Нащокина.

В помощь педагогам специалистами ПОИПКРО разработаны рекомендации по проведению урока, включающие в себя историческую справку, рекомендации по содержанию и форме проведения учебного занятия в различных классах, список литературы, источников, ссылки на обучающие и методические материалы.


РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению тематического урока памяти А.Л. Ордин-Нащокина
в общеобразовательных учреждениях Псковской области в сентябре 2015 года

Историческая справка

В 2015 году исполняется 410 лет со дня рождения Афанасия Лаврентьевича Ордина – Нащокина и 350 лет с момента назначения его воеводой в г. Пскове. На протяжении четырех лет (1667-71 г.) А.Л. Ордин-Нащокин был одним из главных действующих лиц в правящем кабинете царя Алексея Михайловича. Историки по праву считают его первым русским канцлером, который воплотил в жизнь немало важных идей и начинаний в сферах государственного строительства, внешней политики, организации таможенного и банковского дела, также создании почтовой связи. Англичанин Коллинс, врач царя Алексея, называл Нащокина великим политиком, который не уступит ни одному из европейских министров.
Родился он приблизительно в 1605 году в Пскове в семье небогатого помещика. Детство прошло в Опочке. Юноша получил хорошее по тем временам образование, знал математику, изучил немецкий и латинский языки. С 1622 года нес военную службу на псковской земле. В середине 1630-х годов обосновался в Пскове, завел дом, женился на дочери псковского дворянина Василия Колобова. Участвовал в городской жизни, стал доверенным лицом местных воевод, сумел установить контакты с представителями царского двора.
На энергичного человека обратили внимание и с начала 1640-х годов стали привлекать к дипломатической деятельности. В 1642 году Ордин-Нащокин ездил на шведскую границу для осмотра и исправления ее, а также для принятия, на основании Столбовского договора, пограничных земель, вероломно захваченных шведами. Уже в ту пору об Ордине-Нащокине говорили, что он «знает немецкое дело и немецкие нравы».
Внимательное наблюдение за иноземными порядками и привычка сравнивать их с отечественными сделали его ревностным поклонником Западной Европы и жестоким критиком отечественного быта. Он первый провозгласил, что «доброму не стыдно навыкать и со стороны, у чужих, даже у своих врагов». После него остался ряд бумаг, служебных донесений, записок или докладов царю по разным политическим вопросам. Это очень любопытные документы для характеристики как самого Ордина-Нащокина, так и преобразовательного движения его времени. Недаром даже враги признавали, что Афанасий умел «слагательно» писать. У него было и другое, еще более редкое, качество – тонкий, цепкий и ёмкий ум, умевший быстро схватывать данное положение и комбинировать по-своему условия минуты. Нащокин был одним из редких дипломатов, обладающих дипломатической совестливостью — качеством, с которым и тогда неохотно мирилась дипломатия. Он ничего не хотел делать без правды: «Лучше воистину принять злому животу моему конец и вовеки свободну быть, нежели противно правды делати».
Современники отмечали: «Это был смелый, самоуверенный человек, знавший себе цену, но при этом заботливый и доброжелательный к управляемым, с деятельным и деловым умом; во всем и прежде всего он имел в виду государственный интерес, общее благо. Он не успокаивался на рутине, всюду зорко подмечал недостатки существующего порядка, верно соображал средства для их устранения, чутко угадывал задачи, стоявшие на очереди. Обладая сильным практическим смыслом, он не ставил далеких целей, слишком широких задач. Умея найтись в разнообразных сферах деятельности, он старается устроить всякое дело, пользуясь наличными средствами».
Во время русско-шведской войны 1656-1658 годов он был друйским воеводой, показал себя талантливым полководцем и дипломатом. Участвовал в походе на Динабург, в штурме Витебска, самолично руководил штурмом Дриссы. Одновременно заключил договор с курляндским герцогом Иаковом, признавшим покровительство России. В 1658 году пожалован в думные дворяне и назначен шацким наместником. Царь хвалит его за то, что «он алчных кормит, жаждущих поит, нагих одевает, до ратных людей ласков, а ворам не спускает».
Ордин-Нащокин на личном опыте убедился, что в армии нужно проводить коренные реформы, чтобы повысить ее боеспособность. Он предложил ввести рекрутские наборы, увеличить стрелецкое войско, резко сократить малоспособную дворянскую конницу за счет создания новых конных и пеших полков. Тогда эти мероприятия были прогрессивными. Современники отмечали: «Ордин-Нащокин вечно на все ропщет, всем недоволен: правительственными учреждениями и приказными обычаями, военным устройством, нравами и понятиями общества. Его симпатии и антипатии, мало разделяемые другими, создавали ему неловкое, двусмысленное положение в московском обществе». В 1658 году при активной роли Ордина-Нащокина было заключено перемирие со Швецией. За Россией сохранялись многие земли в Ливонии. В 1665-1667 годах он служил воеводой в Пскове. Стремился развивать промыслы, наладить производство селитры и солеварение. Об этом сохранилась переписка окольничего Ордина-Нащокина с царем. Он провел также ряд реформ городского управления, ввел элементы выборности. «Крепкое устроение градцкое во Пскове, — писал он, — необходимо для того, чтобы и внутренние обиды минули». Всем еще было памятно восстание городской бедноты под руководством Гаврилы Демидова в 1650 году. Как только Афанасий Лаврентьевич принял воеводские дела, то сразу же приблизил к себе наиболее энергичных людей, написал так называемые три «памяти», датированные 24 марта, 3 и 7 апреля 1665 года, и передал их для обсуждения в земскую избу. «Памяти» эти и составили «17 статей» псковской реформы, принятой горожанами в августе.
В то же время воевода участвовал в переговорах с Речью Посполитой. Переговоры проходили успешно. Афанасий Лаврентьевич был искусным дипломатом, умел пойти на некоторые уступки, чтобы добиться успеха в главном. Заключение Андрусовского мира в 1667 году явилось несомненным достижением русской дипломатии.
После этого Ордина-Нащокина пожаловали званием ближнего боярина и дворецкого. Он получил в управление Посольский приказ с титулом «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель», то есть стал канцлером Московского государства. Это новое наименование сменило прежнее старинное звание «министра иностранных дел» Русского государства — думный дьяк и печатник. Царь Алексей Михайлович, заметив, что дьяки – начальники Посольского приказа часто вынуждены угождать родовитым боярам, хотя в государственном отношении являются, по сути дела, второй после царя персоной в администрации, решил повысить их статус, во-первых, дав им боярское достоинство и, во-вторых, изменив их титул и наименование должности.
Позже А.Л.Ордин-Нащекину были вверены также Смоленский разряд, Малороссийский приказ, чети Новгородская, Галицкая и Владимирская и некоторые другие отдельные управления.
В период руководства Посольским приказом Ордин-Нащокин значительно активизировал внешнюю политику России. Он выступал сторонником союза с Речью Посполитой для борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю и для отражения турецкой агрессии. Вдумчивый и находчивый, он иногда выводил из терпения иноземных дипломатов, с которыми вел переговоры, и они ему же пеняли за трудность иметь с ним дело: не пропустит ни малейшего промаха, никакой непоследовательности в дипломатической диалектике. Сейчас подденет и поставит в тупик оплошного или близорукого противника, отравит ему чистые намерения, самим же им внушенные, за что однажды пеняли ему польские комиссары, с ним переговаривавшиеся.
Многими талантами обладал Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Он глубоко интересовался экономикой страны, способствовал развитию промышленности. Немало сделал по развитию внешней торговли. Создавал торговые компании, устраивал торговые дворы. Организовал металлообрабатывающую, кожевенную, бумажную и стеклодувную мануфактуры. При нем в России усилилась торговля шелком. Взгляды Ордина-Нащокина на торговлю нашли свое отражение в Новоторговом уставе, который он разработал в 1667 году. Устав всячески поощрял развитие торговли.
Заботами канцлера были созданы судоверфи на Западной Двине и на Оке, в селе Дединове. Он всегда был уверен в необходимости страны иметь выход к морю, которое бороздили бы суда русского флота. Главный дипломат Московского государства интересовался и садоводством. И не просто интересовался, а немало сделал, чтобы улучшать и распространять его по стране. «На государственные дела, — писал он, — подобает мысленные очеса устремлять беспорочным и избранным людям к расширению государства со всех сторон, а это есть дело одного Посольского приказа».
С именем Ордина-Нащокина связано и учреждение в 1666 году международной почты. Установилась почтовая связь с Польшей и Курляндией. Из Москвы в Вильнюс и Ригу и обратно стала регулярно доставляться корреспонденция. Причем торговый маршрут на Ригу проходил через Псков. В 1669 году вместо ямской гоньбы наладилась более надежная почтовая связь Москвы с Киевом, а затем с Архангельском и Сибирью.
При Ордине-Нащокине улучшилась информация о европейских делах. Все более или менее заметные события становились известными Посольскому приказу в Москве из «вестовых писем» и иностранных газет. По почтовой связи русское правительство получало из-за границы более сорока газет на немецком, голландском, французском, польском, шведском и итальянском языках. На основе сведений, полученных из газет и «вестовых писем», составлялись «куранты» — первые русские рукописные газеты. «Куранты» писались на нескольких склеенных листах бумаги, иногда длиною в несколько метров. Современники отмечали, что Ордин-Нащокин был тверд в своих убеждениях, постоянно деятелен и совершенно неподкупен, вел постоянную борьбу с канцелярской рутиной и противниками-боярами, которым не по нутру были нововведения. Один его современник, поляк, отмечал, что заключение Андрусовского мира «воздвигает Нащокину благороднейший памятник в сердцах потомков».
Если внимательно вдуматься в суть реформ, которые проводил глава Посольского приказа в различных областях русской жизни, и оценить его постоянное стремление вывести страну из отсталости, твердо укрепиться на берегах Балтийского моря, то станет ясно, что его деятельность во многом предвосхитила реформы Петра I.
Но у самого Нащокина было много недоброжелателей. «Думным людям никому не надобен я, не надобны такие великие государственные дела… У таких дел пристойно быть из ближних бояр: и роды великие, и друзей много, во всем пространный смысл иметь и жить умеют; отдаю тебе, великому государю, мое крестное целование, за собою держать не смею по недостатку умишка моего».
Последние восемь лет жизни Афанасий Лаврентьевич провел под Псковом, в Крыпецком монастыре. В 1672 году он постригся в монахи и получил монашеское имя Антоний. Только однажды, за год до смерти, к нему в монастырь прибыли гонцы от царя с просьбой принять участие в переговорах с поляками. Пришлось отцу Антонию сменить монашеское одеяние на золототканый камзол дипломата и снова стать Афанасием Лаврентьевичем Ординым-Нащокиным. Выполнив царское поручение, он вернулся обратно в монастырь, где и умер в 1680 году.

Рекомендации по содержанию и форме проведения учебного занятия

Деятельность А.Л. Ордина — Нащокина изучается в курсе истории России в 6-м и в 10-м классах на уроках по следующим темам:
 Экономическое развитие России в XVII в.
 Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве
 Изменения в социальной структуре российского общества
 Народные движения в XVII в.
 Россия в системе международных отношений.
Уроки по данной теме в соответствие с учебным планом можно провести в самых различных формах, начиная от проблемной лекции, заканчивая интерактивными уроками, уроками – экскурсиями (реальными или виртуальными), дискуссиями с использованием письменных и иных исторических источников, видеоматериалов, репродукций, фотографий.
В начальной школе в рамках курса «Окружающий мир», внеурочной деятельности, воспитательных мероприятий также предлагается познакомить младших школьников с деятельностью известного земляка — А.Л. Ордина-Нащокина, опираясь на материалы пособия «Псковский край: путешествие в века: учебное пособие по истории Псковского края для учащихся начальной школы/Т.Б. Пасман, И.С. Левина, В.И. Германович, С.В. Кускова; редакторы М.С. Ерохина, Т.Б. Пасман. – Псков: ПОИПКРО, 2013 (с. 130 – 132).
Однако желательно не ограничиваться только программными требованиями и провести данный урок в более широком формате.
Такой урок может быть проведен в рамках внеклассного (внеурочного) мероприя-тия по предмету и проходить в рамках декады истории и обществознания в школе. Воз-можно также максимальное задействование музейных фондов историко-краеведческого музея в ходе проведения музейного урока. При этом задачи личностного развития и воспитания на таком уроке должны рассматриваться учителем как приоритетные. Результаты урока по возможности следует направить на осмысление опыта перемен в российской ис¬тории, на характерные черты личности выдающегося политического деятеля, который их проводит. Внимание школьников в ходе подготовки и проведения данных уроков может быть сконцентрировано на: более пристальном изучении исторического наследия А.Л. Ордина-Нащокина; овладении базовыми историческими знаниями и представлениями о закономерностях развития российского общества; формировании умений применения этих знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, таких, как модернизация России; развитии умений анализировать, сопоставлять, оценивать цели и результаты реформаторской деятельности; уважительном отношении к исторической личности, действующей в государственных интересах.
Формы работы с учащимися при проведении урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, с использованием активных и интерактивных стратегий преподавания, с учетом возраста учащихся, где пред-почтение отдается проблемно — диалогическим, проектным и исследовательским методам обучения.
Для основной школы (5-8 классы) предлагается следующие темы урока:
 А.Л. Ордин-Нащокин – устроитель земли Псковской;
 Государственный человек – А.Л. Ордин – Нащокин;
 А.Л. Ордин-Нащокин – добрый человек старой Руси;
 А.Л.Ордин — Нащокин: судьба реформатора в России;
 Род А.Л. Ордина – Нащокина и его роль в истории Псковской земли;
 Благотворительная деятельность А.Л. Ордина — Нащокина;
 «Умираю за правду»: судьба реформатора в России.
Для учащихся 9-11 классов актуальными могут быть следующие темы урока:
 А.Л. Ордин-Нащокин – добрый человек старой Руси или устроитель новой России
 А.Л. Ордин – Нащокин – преждевременный человек?
 Реформы Ордина — Нащокина: западный опыт и/или национальные традиции?
 Наш край в период преобразований А.Л. Ордина — Нащокина;
 А.Л. Ордин — Нащокин: человек с государственным мышлением;
 Личность реформатора и судьба преобразований в российской истории.
Учитывая возраст, интересы и возможности учащихся, на данном этапе обучения предпочтение должно отдаваться исследовательской и проектной деятельности, организации дискуссий, дебатов, диспутов, проведению ученических конференций, круглых столов, пресс-конференций и т.д.

Список литературы

1. Андреев И. «Преждевременный человек», или Судьба реформатора в России / И. Андреев // Знание-сила. — 2000. – № 3. – С. 94-100.
2. Буганов В.И. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин / В.И. Буганов // Вопросы истории. – 1996. – № 3. — С. 60-81.
3. А.Н. Вигилев История отечественной почты / А. Н. Вигилев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1990
4. И.В. Галактионов А.Л. Ордин-Нащокин: Русский дипломат XVII в. / И. В. Галактионов, Е. В. Чистякова. — М. : Изд-во соц.-эк. лит-ры, 1961.
5. Г. Егоров Неординарный человек Ордин-Нащокин – предшественник петровских реформ/ «Новости Пскова» от 12 июля 1997 года, сетевая версия – автора от июня 2012 года/[Электронная публикация] http://g-egorov.livejournal.com/106358.html. Дата обращения 01.09.2015
6. История русской экономической мысли. Т.1. Ч.1: Эпоха феодализма. IX-XVIII вв. / АН СССР; Под ред. А.И. Пашкова. — М.: Госполитиздат, 1955
7. В. О. Ключевский Ордин-Нащокин/Ключевский В.О. Сочинения. М., 1957. Т.Ш, с. 334-351 [Электронная публикация] http://www.mnemosyne.ru/library/kljuchevskij-1.html. Дата обращения 01.09.2015
8. Л.Н. Макеенко Замечательные люди Опочецкого уезда. – Опочка, 1997
9. И. Мусский. 100 великих дипломатов. М.: Вече, 2001
10. Псковская энциклопедия/Под ред. А.И. Лобачева. – Псков, 2003
11. Псковский биографический словарь/Под ред. В.Н. Лещикова. – Псков, 2002
12. А. Б. Постников Добрый человек старой Руси А. Л. Ордин-Нащокин Псков 2010.
13. А.Б. Постников Иноческое житие и благотворительная деятельность А.Л. Ордина – Нащокина в Пскове в 1670 – х гг./Псков, 2010, № 32, с. 78 – 127
14. А.Б. Постников Иноческое служение А.Л. Ордина-Нащокина и ветви его родового древа в Пскове. – М.: 2014
15. Рогожин Н.М. Начальники Посольского приказа / Н.М. Рогожин // Родина. – 2002. – N9. –С. 22-24

Обучающие и методические материалы для проведения уроков и внеклассных мероприятий

 Видеолекция «Люди XVII века» Лектор: Т.В. Черникова/портал «История России [Электронная публикация] – Режим доступа: http://histrf.ru/ru/lectorium/card/liudi-xvii-vieka. Дата обращения 02.09.2015
 Видеофильм «Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин – преждевременный человек» (И. Андреев)/ Семь дней истории [Электронная публикация] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=whjLmVgjIlA Дата обращения: 02.09.2015
 Герб Ордина [Электронный ресурс] // Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи). – [Электрон. Дан]. — Режим доступа: http://www.gerbroda.ru/arms/2244.html. — Загл. с экрана. – (Дата обращения 01.09.2015).

 Новоторговый устав, текст документа, вопросы к источнику/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронная публикация] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/7a9a40a9-0a01-01b2-0125-ee49a0c34b8b/%5BIS67IR_2-1%5D_%5BTS_02%5D.html. Дата обращения 01.09.2015
 Презентация «Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин – Московский государственный человек XVII века»/ [Электронная публикация] – Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/06/24/ordin-nashchokin. Дата обращения 01.09.2015
 Фрагмент из телевизионного художественного фильма «Раскол» (режиссер Н. Досталь, 2011)/ [Электронная публикация] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=V4VJ5CCUaAU . Дата обращения 02.09.2015

Исп. Т.Б. Пасман,
методист по истории,
обществоведению и праву
кафедры методологии
постдипломного педагогического
образования,
8(8112)721808

 

Метка: , ,

64 queries in 0,150 seconds.