2015 год в России объявлен Годом литературы. Центр инновационных образовательных технологий приглашает к сотрудничеству учителей-филологов, преподавателей русского языка и литературы учреждений образования Псковской области по проблемам филологического образования.
Доктор филологических наук, профессор Андрей Борисович Перзеке предлагает провести в районах серию лекций по изучению программных произведений русской литературы в общеобразовательных и профильных классах.
В ходе семинаров предполагается рассмотрение современных подходов в обучении литературе, необходимое учителю осмысление и построение учебного материала для успешного проведения уроков по избранным темам действующей программы в свете Федеральных государственных образовательных стандартов. Автор исходит из того, что представления учителя должны соответствовать современных тенденциям и научным подходам к преподаванию литературы и выступать основой для оптимального формирования содержания и способов проведения конкретных уроков в соответствии с новыми требованиями.
По вопросам организации и проведению семинаров можно обращаться по тел. 8(8112)66-34-27; 8(8112)66-34-33
e-mail: mariss1@yandex.ru (Марина Викторовна Васильева, методист по русскому языку и литературе) и perzeke@rambler.ru (Андрей Борисович Перзеке)
Темы:
- Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»: её особое место в творчестве поэта, основные идеи, главные принципы изучения на уроке.
- Моделирование уроков литературы по произведениям А.С. Пушкина «Полтава», «Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка».
- Обновление школьного анализа произведений А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке».
- Особенности анализа произведений М. Ю. Лермонтова в школе.
- О современном преподавании в школе романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
- Системный и сравнительно-сопоставительный анализ на уроках литературы рассказов А. П. Чехова «Ионыч» и «Дама с собачкой».
- Современные подходы к изучению поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
- Подходы к изучению на уроках поэмы С. А. Есенина «Анна Снегина» и поэмы Н. С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай».
- Лирический цикл М. Цветаевой «Лебединый стан» и принципы ознакомления с ним учащихся.
- Пути школьного анализа поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»: историзм и автобиографизм, лиро-эпическая жанровая суть, поэтическое мастерство, Библейские мотивы, мотив памяти и памятника.
- Моделирование урока по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
- Основные подходы к изучению на уроке и дома текста романа М. А. Булгакова «Белая гвардия».
- Поэзия и судьба Владимира Маяковского в современной школьной интерпретации, формирования материала для урока.
- Основные подходы к изучению в школе романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», анализ стихотворений «Гамлет» и «Зимняя ночь».
- Творчество М. А. Шолохова в современном школьном изучении, использование учителем различных видов анализа.
- Своеобразие интерпретации и изложения учебного материала по рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича.
Теория литературы на уроках в соответствии с ФГОС.
- Вечные темы в литературе и пути их осмысления учащимися на уроках.
- Оптимизация понятийных категорий «художественного мира» и «картины мира писателя» на уроках литературы для успешного выполнения государственного стандарта.
- Оперативное и универсальное использование на уроках литературы категории «творческая индивидуальность писателя».
Темы лекций по программе для 5 — 6 классов
/М.Ю. Перзеке, кандидат филологических наук/
ФГОС по литературе подразумевает изучение в 5-х – 6-х классах мифов народов мира как особого явления древней культуры, устного народного творчества и его жанров, включая жанр народной сказки, а также литературной сказки в творчестве русских писателей XIX века. Лекции предлагают необходимое учителю содержание учебного материала для успешного проведения уроков по избранным программным темам в свете государственных стандартов обучения.
- Пути изучения мифа на уроке литературы в 5 классе.
- Принципы формирования учебного материала по устному народному творчеству и его жанрам в 5 классе.
- Особенности преподавания в 5 классе русских волшебных народных сказок. Современный школьный анализ сказки «Царевна-лягушка».
- Сказки народов мира и основные способы их изучения в соответствии с программой на уроках в 5 классе.
- Русские былины как фольклорный жанр и своеобразие построения их анализа на уроках в 6 классе.
- Принципы изучения русской литературной сказки в творчестве А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Антония Погорельского, М. Ю. Лермонтова, В. Ф. Одоевского. Особенности сказочного смысла и пути его анализа на уроках.
Метка: Год литературы, преподавание литературы, ФГОС