28 и 29 ноября 2013 года в рамках областной научно-практической конференции «Модернизация регионального образования – достижения, результаты, перспективы» состоялось заседание секции «XIX областная конференция-семинар ИКТ-компетенции современного учителя». Подведение итогов конкурса разработок по применению ИКТ в образовательной деятельности». В работе секции приняли участие руководители общеобразовательных организаций, педагоги-тьюторы, гости — представители IT компаний и организаций Москвы и Санкт-Петербурга, спонсоры конкурса.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский)
Открывая секцию, председатель программного комитета конференции, ректор ПОИПКРО Л.К. Фомичева отметила особенность проводимого мероприятия, связанную с 10-летием создания Регионального центра дистанционного образования, сыгравшего немалую роль в распространении информационно-коммуникационных технологий в образовательных организациях Псковской области.
В выступлении Д.Ю. Гужели, директора РИА НАУКА, кандидата технических наук, отмечена важность владения педагогами новыми технологиями для соответствия уровню потребностей современного общества. Об изменениях в информационной образовательной среде говорили также М.Э. Кушнир, С.Ю. Ермолинский, А.В. Драгунов, Е.М. Иванова, О.В. Урсова, выделяя при этом важность взаимодействия на различных уровнях системы образования.
В соответствии с программой после пленарной части состоялся круглый стол, участники которого представили краткий анализ результатов информатизации своих образовательных организаций, достижения и проблемы, определяющие дальнейшее развитие в сфере ИКТ.
Второй день конференции начался с панельной дискуссии «Цифровая дидактика: содержание и формы учебной деятельности«. Дискуссия началась с видео выступления В. Баклашовой, директора образовательных программ корпорации Intel. Для подобной формы проведения мероприятий характерны полярные мнения экспертов, аргументированные ответы участников, вовлечение в обсуждение значительной части аудитории. Для присутствующих были созданы условия для участия в обсуждении и высказывании своей позиции в сетевой комнате Friendfeed «Интерактив по-псковски» Участники подчеркивали, что очень важно, сохраняя традиции отечественного образования, непрерывно повышать уровень владения современными средствами и приемами обучения, «важно понимать, что учителя сейчас обучают других детей, которые живут в цифровом мире и в дальнейшем будут в нем получать профессию и работать».
Все отметили значимость приведенной цитаты А.Каспаржака (из обсуждения профессионального стандарта педагога): «В развитых странах уже давно институты, которые несут ответственность за повышение квалификации, выполняют совсем другие функции, нежели их российские аналоги (институты повышения квалификации, развития образования и т.д.). Они занимаются не собственно процессом повышения квалификации, а консалтингом, имея два банка данных: запросов на повышения квалификации и предложения по их удовлетворению. То есть, их задача – изучить ситуацию, организовать и т.д. Это абсолютно правильно, так как учить учителей должен не тот, кто что-то умел делать, а кто определенную операцию делает лучше всех сейчас. Не менее важным для становления учителя-мастера является процесс его профессионального развития, который обычно происходит в ходе профессионального общения, который организуют профессиональные сообщества… нужно кардинально менять систему повышения квалификации, строя ее по сетевому принципу на «точках роста», возникающих в системе образования, а также – способствовать созданию разнообразных профессиональных сообществ учителей».
Действительно, сетевой принцип построения системы повышения квалификации в Псковской области на «точках роста», способствует профессиональному развитию педагогов и модернизации системы образования. Многие методические находки псковских методистов, тьюторов, экспертов становятся традиционными мероприятиями и успешно реализуются в других субъектах России и странах СНГ. “Интерактив по-псковски” — это Проектный инкубатор, Сетевые методические лаборатории, Дежурство в интернете , Осенний самосбор, Сетевой экстрим и др.
Дидактические возможности использования сетевых сервисов социальных медиа (асинхронный и синхронный обмен информацией между педагогом и обучающимися; обработка и хранение информации в течение длительного времени; возможность демонстрации учебной информации в графической и мультимедийной форме; возможность интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса) позволяют в полной мере организовывать эффективные интерактивные мероприятия в системе повышения квалификации педагогов. Это позволит педагогам научиться и развивать умение организации школьной, предметной и личной информационной образовательной среды.
Юбилейный оттенок этой конференции и включение ее в качестве одной из секций масштабной региональной конференции, проводимой по итогам участия в проекте ФЦПРО, позволили, с одной стороны серьезно подвести итоги работы и наметить перспективы развития, а с другой — наложили определенные организационные проблемы, связанные, например, с тем, что определенное количество тьюторов и ИКТ-активных педагогов не смогли принять очное участие в конференции 28 и 29 ноября.
Хочется надеяться, что формат проведения XX конференции позволит сосредоточить все силы на полезном содержании и интересных формах проведения.
Метка: ФЦПРО