Положение о XI Международном конкурсе имени А.С. Макаренко
1. Общие положения
Международный конкурс им. А.С. Макаренко (далее – Конкурс) учреждён в 2003 году Автономной некоммерческой организацией «Редакция “Народное образование”» и Международной Макаренковской ассоциацией в ознаменование 115-летнего юбилея великого педагога ХХ столетия. Макаренковские мероприятия в регионах проводятся ежегодно 13 марта — в день рождения А.С. Макаренко. Международный конкурс — 1 апреля — в День памяти великого педагога.
Официальный регламент ежегодно публикуется в журнале «Народное образование».
В мероприятиях Конкурса могут участвовать образовательные учреждения, детско-взрослые творческие, воспитательные и учебные коллективы, детские творческие коллективы с педагогами и руководителями, исследователи, специалисты, педагоги и учащиеся.
В рамках Конкурса рассматриваются: успешные социальные проекты, опыт и достижения социальных предпринимателей, практики продуктивного и производственного воспитания, организации научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, опыт и достижения детско-взрослых коллективов (очно и заочно), научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов (заочно), индивидуальные и групповые работы учащихся любых жанров и направлений по тематике «Макаренковских чтений» заочно (к рассмотрению принимаются любые работы по тематике «Макаренковских чтений», начиная с 2003 года).
XI Международный конкурс имени А.С. Макаренко состоится в период с 1-го по 5-е апреля 2013 года в Московской области. Конкурс будет проходить при участии и поддержке:
- Министерства образования и науки Российской Федерации;
- Федерального института развития образования (ФИРО);
- Правительства Московской области;
2. Научно-практическая конференция
В рамках Конкурса проводится ежегодная научно-практическая конференция — «Макаренковские чтения», основная цель которых — организация взаимодействия теории и практики эффективного воспитания.
К участию в «Макаренковских чтениях» приглашаются коллективы и специалисты.
По результатам работы издаётся альманах «Макаренко» с лучшими статьями, докладами и конкурсными работами. Материалы по тематике чтений (объёмом до 30 000 знаков) должны поступить в Оргкомитет не позднее 15.03.2013 г.
3. Повышение квалификации
В рамках «Макаренковских чтений» пройдут курсы повышения квалификации для педагогических и управленческих кадров по теме: «Нормативно-правовые и технологические основы создания и организации деятельности школьных мини-технопарков и детско-взрослых образовательных производств как инновационной инфраструктуры технологической подготовки и производственного воспитания в общеобразовательной школе».
Будет использовано электронное учебное пособие, позволяющее обеспечить глубокое освоение слушателями учебного материала. Из участников Конкурса и «Макаренковских чтений» предполагается сформировать корпус тьютеров, задачей которых будет организация и сопровождение дистантного повышения квалификации педагогических работников по названной теме с использованием электронного учебного пособия на местах.
4. Цели и задачи Конкурса образовательных учреждений
• Актуализация педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях, развитие Макаренковского педагогического движения.
Развитие и сопровождение практик социального предпринимательства.
Развитие и сопровождение педагогической инноватики, преодоление имитационных практик.
• Создание условий для реализации права ребёнка на добровольный и привлекательный для него труд.
• Выявление, поддержка и распространение систем, практик и технологий воспитания, опирающихся на социальное предпринимательство, техническое творчество и производственную занятость детей и молодёжи.
• Выявление, поддержка и распространение успешного опыта самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, создания школьных предприятий и производств, развития учебно-производственной инфраструктуры.
• Поддержка и развитие научно-технической, исследовательской и проектной деятельности детей и молодёжи, распространение успешного опыта интеграции различных форм продуктивной занятости с учебной деятельностью, формирование творческих связей образовательных учреждений с производственными и исследовательскими коллективами.
• Выявление и распространение опыта правильного юридического оформления приносящей доход деятельности, положительной практики ведения бухгалтерского и налогового учёта.
• Содействие развитию общественных и государственных институтов и инициатив, законодательных норм и социальных технологий, обеспечивающих продуктивную занятость детей и молодёжи.
• Создание условий для обмена опытом успешной внебюджетной деятельности между образовательными учреждениями.
• Формирование в общественном сознании понимания значимости и незаменимости производственного труда как инструмента воспитания.
5. Заочные конкурсы в рамках Международного конкурса им. А.С. Макаренко
На финальных мероприятиях Конкурса подводятся итоги общероссийского заочного конкурса работ исследователей, педагогов и учащихся, выполненных в форме эссе, докладов, отчётов, разработок, сценариев, продуктов деятельности и т.п.
Темы текущих заочных конкурсов:
• любые ученические и учительские работы по тематике «Макаренковских чтений», начиная с 2003 года;
• реализованный социальный проект 2012 (описание-презентация);
• замысел социального проекта 2013 (описание-презентация);
• реализованный детско-взрослый проект «Мы сделали это»;
• учебное занятие по социальному проектированию (разработка и/или видеозапись);
• учебное занятие по социальному предпринимательству (разработка и/или видеозапись);
• хозяйственный бизнес-план школы;
• детская исследовательская работа о деятельности и творчестве А.С.Макаренко;
• фотографии на тему «Какой труд любят дети»;
• репортаж об исследовательской экспедиции;
• фоторепортаж о туристической экспедиции;
• иллюстрация к «Педагогической поэме»;
• школьное сочинение по мотивам «Педагогической поэмы»;
• педагогическое сочинение, эссе «Макаренко в моей судьбе»;
• методическая разработка педагогического совета «Наследие А.С. Макаренко и развитие современной школы»;
• методическая разработка родительского собрания «Воспитание ребёнка в семье: чем может помочь А.С.Макаренко»;
• сценарий школьного праздника, посвящённого А.С. Макаренко и его «Педагогической поэме»;
• «Самоуправление, которое само управляет» (описание эффективной модели самоуправления и практики её реализации);
• литературное произведение о современной школе «Педагогическая поэма» продолжается»;
• методическая разработка учебного занятия с использованием форм и методов продуктивного обучения (по любому учебному предмету);
• разработка учебного занятия «Как развивать свою страну»;
• эссе «Наша школа строит страну»;
• психологическое исследование воспитательных эффектов современного производства;
• психологическое исследование обучающих эффектов современного производства;
• исследование психологического содержания детского труда;
• разработка учебного занятия по интеллектуальному предпринимательству;
• разработка учебного занятия по экономике знаний;
• разработка учебного занятия по управлению знаниями;
• разработка учебного занятия по теме «Оборот интеллектуальной собственности»;
• лучшее педагогическое изобретение XIX века (эссе);
• лучшее педагогическое изобретение XX века (эссе);
• лучшее педагогическое изобретение XXI века (эссе);
• лучшее техническое изобретение школьника (описание, патент);
• устав школы-хозяйства — автономного учреждения с пояснениями и комментариями);
• проект и бизнес-план школьного производства на основе аэропоники;
• лучший школьный производственный участок с использованием аэропоники (отчёт, описание, фото или видеоматериалы, документы, подтверждающие объёмы реализации продукции или результаты экспериментальной апробации);
• проект и бизнес-план школьного производства биогумуса;
• лучшее школьное производство биогумуса (отчёт, описание, фото или видеоматериалы, документы, подтверждающие объёмы реализации продукции или результаты экспериментальной апробации);
• проект и бизнес-план школьного производства макарон;
• лучшее школьное производство макарон (отчёт, описание, фото или видеоматериалы, документы, подтверждающие объёмы реализации продукции);
• проект и бизнес-план энергосбережения в школе на основе светодиодных решений;
• лучший реализованный школьный проект по энергосбережению;
• проект и бизнес-план школьного производства овощей с использованием подвальных помещений, биогумуса, диодной подсветки, капельного полива и рекуперации тепла;
• проект и бизнес-план эксперимента по созданию и апробации «климатрона в открытом грунте» на пришкольном участке;
• самый прибыльный школьный бизнес (описание, расчёты).
Работы по конкурсам предоставляются в электронной форме до 20 марта 2013 г. по адресу: narodnoe@narodnoe.org, nakonkursmakarenko@yandex.ru
Авторы лучших работ будут приглашены на финал Международного конкурса им. А.С. Макаренко для награждения и обучения у ведущих специалистов по заявленной тематике.
10. Заявки на участие в Конкурсе
10.1. Образовательное учреждение оформляет заявку на участие в Конкурсе в свободной форме и прилагает к ней комплект конкурсных материалов.
10.2. Комплект конкурсных материалов может содержать:
• краткую характеристику образовательного учреждения;
• описание концептуальной модели обеспечения производственно-воспитательного процесса;
• документы, отражающие реальную внебюджетную финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения;
• описание результатов финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
• производственно-воспитательный бизнес-план образовательного учреждения на 5 лет;
• видео- и/или фотоматериалы, иллюстрирующие учебно-производственную инфраструктуру школы;
• документы и материалы, отражающие научно-исследовательскую, спортивно-техническую, спортивно-туристическую, концертную, социально-педагогическую и т.п. деятельность образовательного учреждения;
• продукты деятельности учащихся (образцы продукции, исследовательские и отчётные доклады и т.п.);
• производственную историю школы (в форме свободного очерка);
• иные информационно-документальные материалы по усмотрению участника, отражающие содержание и результаты деятельности образовательного учреждения.
10.3. Текст заявки и другие материалы заверяются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя образовательного учреждения и предоставляются на бумажных и электронных носителях (Word, на дискете или по электронной почте).
10.4. Заявка и другие материалы присылаются (с пометкой: На конкурс Макаренко) по адресу: narodnoe@narodnoe.org, nakonkursmakarenko@yandex.ru
10.5. Заявки на участие в Конкурсе проверяются исполнительной дирекцией на соответствие целям и задачам Конкурса и передаются экспертам для оценки.
10.6. Материалы и документы, представленные на Конкурс, не возвращаются. Наиболее интересные материалы публикуются в журналах «Народное образование», «Школьные технологии», «Сельская школа», «Воспитательная работа в школе», «Социальная педагогика».
10.7. Заявки на участие в Конкурсе и конкурсные материалы принимаются до 24 марта 2013 г.
11. Приложение №2 Форма заявки
участника Х Международного конкурса им А.С. Макаренко
1. Сведения об образовательном учреждении | |
Полное наименование образовательного учреждения | |
Полный почтовый адрес | |
Телефон, факс | |
Электронная почта | |
Директор образовательного учреждения | |
Тема конкурсной работы | |
Номинация | |
Аннотация конкурсной работы (3-5 предложений, раскрывающих суть работы) | |
2. Сведения об участниках конкурса | |
Количество участников конкурса, представляющих работу | |
Сведения о каждом участнике отдельно | |
ФИО (участник 1) | |
Должность | |
Научная степень, ученое звание (если есть) | |
Телефон | |
ФИО (участник 2) | |
Должность | |
Научная степень, ученое звание (если есть) | |
Телефон | |
ФИО (участник 3) | |
Должность | |
Научная степень, ученое звание (если есть) | |
Телефон | |
3. Сведения о необходимости предоставления места проживания | |
Количество мест, из них:- для руководителей, педагогов;
— для студентов, обучающихся |
|
4. Заполняется организаторами | |
Регистрационный номер заявки | |
Дата поступления заявки |
Руководитель
образовательного учреждения ____________________ (расшифровка подписи)
подпись
МП
12. Мероприятия Конкурса и оценка достижений участников
12.1. Конкурс организуется в два тура.
Первый — отборочный — тур проводится заочно на основе представленных документов и материалов. Победители первого тура Конкурса определяются до 25 марта 2013 года и приглашаются на финал Конкурса.
Второй — финальный — тур проводится очно с 1-го по 5-е апреля. Во втором туре определяются участники, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе, а также победители в отдельных номинациях.
В первый день финала проводится установочная сессия участников Конкурса и открываются «Макаренковские чтения».
Объявление результатов и награждение победителей происходят на итоговой сессии Конкурса и «Макаренковских чтений».
12.2. Финальный тур Конкурса проводится в форме мастер-классов участников в ходе «Макаренковских чтений» по трём аспектам деятельности:
1) воспитание и производство;
2) обучение и производство;
3) финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения.
Участники представляют свою деятельность и её результаты, защищают хозяйственно-педагогические проекты, обосновывают и доказывают научно-практическую состоятельность своей организации дела, отвечают на вопросы участников, экспертов и зрителей.
12.3. Состав делегации образовательного учреждения не регламентирован.
12.4. Экспертная комиссия Конкурса рассматривает содержательные аспекты представленных материалов и выступлений участников.
Оцениваются:
• постановка производственного воспитания и качество продуктивной занятости учащихся;
• интеграция продуктивной занятости учащихся и учебного процесса;
• реализация педагогических идей А.С.Макаренко в воспитании и обучении;
• организация внебюджетной деятельности и качество её педагогического, юридического и планово-экономического обеспечения;
• учебно-производственная инфраструктура образовательного учреждения, создаваемая за счёт собственных средств;
• предпринимательские проекты и их реализация (в форме защиты);
• учебные предприятия и другие формы деятельности образовательного учреждения, направленные на обеспечение занятости детей и молодёжи делом;
• мастер-классы для участников Конкурса и «Макаренковских чтений»;
• конкретные программы и формы поддержки участникам Макаренковского движения и Конкурса им. А.С. Макаренко;
• другие аспекты деятельности образовательного учреждения, предлагаемые участником для рассмотрения.
Формализованный набор критериев оценки деятельности участников обсуждается и принимается участниками финала на установочной сессии.
13. Результаты Конкурса и награждение победителей
13.1. Победители определяются Экспертным советом Конкурса.
13.2. По итогам Конкурса организуется серия публикаций в периодических СМИ.
13.3. Победители, занявшие первые три места, награждаются грамотами, дипломами и ценными подарками.
13.4. Попечители и Учредители Конкурса, российские предприниматели и другие заинтересованные лица имеют право учреждать собственные — специальные — вознаграждения для образовательных учреждений — участников Конкурса, для руководителей образовательных учреждений и педагогов-организаторов.
Перечень номинаций специальных премий и призов объявляется в начале финала Конкурса.