9 ноября в рамках Первой международной образовательной научно-практической он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» состоялся мастер-класс «Интерактивные формы дистанционного повышения квалификации педагогов» под творческим названием «Интерактив по-псковски». Насколько он получился интерактивным, судить участникам, но мы старались создать условия, при которых заявленная сетевая активность должна была пройти не просто активно или реактивно, а именно интерактивно, чтобы получить обратную связь от каждого участника, обменяться опытом и вовлечь всех в круговерть наших событий. Почти 90 человек приняли активное участие и внесли свой вклад в поиск смысла того, каким должно быть сейчас повышение квалификации.
И дело вовсе не в том, чтобы обратить пристальное внимание на опыт отдельного региона, все гораздо сложнее, а может быть, наоборот, все проще — у нас есть возможность и желание быть открытыми, так как современные средства позволяют нам оперативно обмениваться информацией и получать мгновенный отклик, разнообразные инструменты дают возможность интерпретировать знания в любом удобном формате, обеспечивают быструю смену видов деятельности. Все это до неузнаваемости изменяет процесс обучения и пока учитель не попробует это на себе, он не сможет в новом формате учить детей.
Нужно отметить, что за три месяца активной работы в рамках конференции сотрудниками ПОИПКРО было проведено 11 (!) учебных сетевых мероприятий (из 80 активностей, в целом проведенных на этой конференции, псковской командой обучено более 500 педагогов из других регионов и даже стран):
- Дискуссия «Признаки учителя 21 века» (Петрова О.Г., Урсова О.В.)
- Основной курс Intel в дистанционной форме (Teach Essential Online, TEO) (УрсоваО.В.)
- Мастер-класс «Развитие критического мышления средствами ИКТ» (Петрова О.Г.)
- Мастерская «Мозаика Скретч» (Яникова Н.В.)
- «Проектный инкубатор» на Галактике (Урсова О.В.)
- Проектировочный семинар «Методы и приемы смыслового чтения» (ВасильеваМ.В., Петрова О.Г.)
- Фасилитируемый курс Intel(R) ”Метод проектов” (Петрова А.А.)
- Мастер-класс «Учебная задача – элемент информационной образовательнойсреды» (Петрова О.Г.)
- Сетевой баркемп по итогам дискуссии «Признаки учителя 21 века» (Петрова О.Г., Урсова О.В.)
- Коллективный Скретч-проект (Яникова Н.В. в соавторстве с Патаракиным Е. Д., д. п. н., зав. лабораторией учебных коммуникаций, Институт Программных Систем РАН)
- МК «Интерактивные формы повышения квалификации педагогов» (команда РЦДО)
Как шла работа в рамках мастер-класса «Интерактивные формы повышения квалификации педагогов»?
Для более осмысленного вхождения в проблему была предусмотрена подготовительная часть, мы анализировали статью по заявленной теме и писали краткий отзыв на доске Stixy. За достаточно короткий срок текст прочитали и оставили свой след на «клейких листочках» большинство участников. «Эффект присутствия» был потрясающим, в какую бы минут времени в период с 00-00 час. до 24-00 час. 9 ноября мы не заходили на эту статью в гуглдоксе, с нами вместе там было всегда около 15-20 человек, не меньше.
Точкой входа на основную часть стала комната FriendFeed. Несколько минут на правила и айда на разминку — выполняем все вместе несложное задание, и за 5-10 минут мы еще раз убеждаемся в том, что каналы поиска и получения информации эффективны одни, а учим в школах мы с помощью совсем других…. Что делать? Как устранить разрыв?
Озадачились и идем дальше. Погружаемся в веб-квест, «путешествуем» по восьми маршрутным точкам, знакомясь с тем, как облачные сервисы позволяют использовать разные формы и приемы сетевой поддержки и сопровождения педагогов, в каждой точке пишем свои размышления в анкете в тех же самых «облаках».
А затем все вместе занимаемся инфографикой — рисуем модель эффективного взаимодействия, часть элементов и сейчас в свободном поиске, к схеме можно и нужно вернуться и доработать, усовершенствовать ее.
Инструментарий нам позволяет увидеть многое — вклад каждого, мы тут же, по горячим следам, составляем облако тегов — общее и по каждой маршрутной точке. Мы все всегда сможем вернуться к этим материалам и дальше их использовать, преобразовывать, трансформировать, обогащать, анализировать, критиковать, обобщать, применять…
Нашему коллективу очень импонирует одно замечательное высказывания (из к/ф «Каникулы строгого режима»), в котором героиня раскрывает три секрета педагогики:
- Сплоти команду.
- Покажи личный пример.
- Сотвори чудо.
Не знаем, что в нашем случае можно считать чудом, но первые два пункта мы всегда стараемся соблюдать.
Отзывы (почти 70 участников) на работу в мастер-классе можно почитать в блоге на сайте Образовательной Галактики Intel