В рамках организационно-методического сопровождения реализации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) направляет для использования в практической работе методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Н.Г. Ярошенко
Методические рекомендации
по организации и проведению органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные
полномочия Российской Федерации в области образования,
федерального государственного контроля качества образования в
образовательных учреждениях, реализующих основные
образовательные программы начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования
1. Общие положения
1.1. Целью настоящих Методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях и образовательных организациях (далее — образовательные учреждения), реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее — Методические рекомендации), является формирование единой правоприменительной практики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках исполнения государственной функции по государственному контролю (надзору) в области образования в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
1.2. Настоящие Методические рекомендации разработаны для совершенствования процедур государственного контроля (надзора) при организации и проведении федерального государственного контроля качества образования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования (далее -уполномоченные органы), на основании:
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании»);
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -Федеральный закон N 294-ФЗ);
постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. N 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования» (далее — Положение об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования);
постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» (далее — Положение о государственной аккредитации);
постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Правила подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок);
приказа Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141);
иных нормативных правовых актов.
Настоящие Методические рекомендации разработаны для использования при осуществлении федерального государственного контроля качества образования в отношении образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в организационно-правовых формах, предусмотренных пунктом 1 статьи 11.1 Закона «Об образовании», и реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее вместе — образовательные учреждения).
1.3. В соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) определяется как деятельность уполномоченных органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами (далее — юридические лица) требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами.
Государственный контроль (надзор) в области образования включает в себя федеральный государственный надзор в области образования и федеральный государственный контроль качества образования.
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность уполномоченных органов, направленная на оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения или научной организации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям посредством проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований.
1.4. Статья 38 Закона «Об образовании» регулирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области образования, по проведению проверок в рамках государственного контроля (надзора) в области образования. Пунктом 2.1. данной статьи установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области образования, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ.
Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется согласно нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее -КоАП).
1.5. Соблюдение требований законодательства по защите прав образовательных учреждений при осуществлении государственного контроля (надзора) уполномоченными органами обеспечивается контролем со стороны Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор), прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий уполномоченных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) устанавливаются административными регламентами исполнения государственной функции.
2. Цели, задачи, предмет проверок
2.1. Правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) посредством проведения проверок установлены положениями главы 2 Федерального закона N 294-ФЗ.
В соответствии с положениями статей 9 и 10 Федерального закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Статьи 11 и 12 указанного закона устанавливают общие требования к организации и проведению документарных и выездных проверок.
2.2. Федеральный государственный контроль качества образования проводится в целях обеспечения соблюдения проверяемыми образовательными учреждениями обязательных для исполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов.
2.3. Основными задачами проверок являются:
оценка соответствия содержания образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательного процесса;
оценка условий реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
оценка соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
оценка результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.
2.4. При осуществлении федерального государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Наряду с этим, предметом внеплановых проверок также является выполнение образовательным учреждением предписаний, выданных уполномоченным органом о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Допускается различное сочетание предмета плановых и внеплановых проверок:
1) соответствие содержания образования в образовательном учреждении требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
2) соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного унреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
3) соответствие содержания образования и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Лица, уполномоченные на проведение проверки,
эксперты и экспертные организации
3.1. К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки, относятся: руководитель уполномоченного органа, заместители руководителя, руководители и заместители руководителей структурных подразделений, иные государственные гражданские служащие органа, осуществляющего переданные полномочия, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам федерального государственного контроля качества образования.
Лица, уполномоченные на проведение проверки, должны быть также уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями КоАП.
3.2. К проведению мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования привлекаются эксперты и экспертные организации в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами.
Привлекаемые эксперты, экспертные организации должны быть аккредитованы на соответствующий вид деятельности в соответствии с порядком, установленным Правилами аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа2009 г. N 689).
Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке экспертов и экспертных организаций относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого образовательного учреждения.
3.3. Уполномоченные органы не вправе привлекать к проведению выездной проверки образовательного учреждения экспертов и экспертные организации, состоящих в гражданско-правовых и (или) трудовых отношениях с проверяемым образовательным учреждением и являющихся аффилированными лицами (т.е. физическими и (или) юридическими лицами, способными оказывать влияние на деятельность проверяемого лица или объективность выводов экспертов или представителей экспертной организациианязации) проверяемых образовательных учреждений.
3.4. Примерная форма гражданско-правового договора утверждается Рособрнадзором.
До утверждения Рособрнадзором примерной формы договора, привлечение экспертов и экспертных организаций может осуществляться на основании гражданско-правового договора, заключаемого уполномоченным органом в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно условиям гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, уполномоченным органом эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения образовательного учреждения, в отношении которого проводится мероприятие по контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятий по контролю.
3.5. Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 Положения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц образовательного учреждения, иных работников образовательного учреждения по вопросам, подлежащим проверке.
Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктами 10, 14 Положения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, имеют право:
посещать образовательные учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии распорядительного акта (приказа или распоряжения) уполномоченного органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
осуществлять:
анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности и средств обеспечения образовательного процесса;
анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность образовательного учреждения;
анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников;
проводить:
наблюдение за ходом образовательного процесса;
оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;
беседы с обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений, их родителями (законными представителями), работниками образовательного учреждения по вопросам, подлежащим проверке.
Беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).
При проведении проверки должностные лица уполномоченного органа обязаны соблюдать ограничения, установленные статьей 15 Федерального закона N 294-ФЗ, и не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица.
В свою очередь, в соответствии с требованиями статьи 25 Федерального закона N294-ФЗ, при проведении проверки образовательное учреждение обязано обеспечить присутствие своего руководителя, иных должностных лиц или уполномоченного представителя, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.
Требования к подтверждению полномочий представителей юридического лица определены в статьях 185-189 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Должностные лица уполномоченного органа при проведении проверки обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы образовательного учреждения, проверка которых проводится;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю образовательного учреждения присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю образовательного учреждения, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в ходе проверки эксперты и представители экспертных организаций оформляют экспертные заключения, которые прилагаются к акту проверки.
Уполномоченный орган самостоятельно разрабатывает формы экспертных заключений. Примерные формы экспертных заключений при проведении проверки соответствия содержания образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта (требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования) приведены в приложениях 2, 3 к Методическим рекомендациям.
4. Подготовка и проведение плановых и внеплановых
проверок при осуществлении федерального государственного
контроля качества образования
4. 1. Плановая проверка.
4.1.1. Требования к порядку организации и проведения плановых проверок приведены в статье 9 Федерального закона N 294-ФЗ.
Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, если иное не определено действующим законодательством.
4.1.2. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых уполномоченными органами ежегодных планов проведения плановых проверок (далее — План проверок).
Разработанные уполномоченными органами и подписанные их руководителями проекты планов плановых проверок образовательных учреждений в соответствии с Правилами подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок направляются в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие органы прокуратуры.
При подготовке Плана проверок возможен вариант сочетания мероприятий по лицензионному контролю, федеральному государственному надзору в области образования и федеральному государственному контролю качества образования. В этом случае вопрос определения периодичности проверок решается в соответствии с действующим законодательством.
План проверок, согласованный в установленном порядке с органом прокуратуры и утвержденный руководителем уполномоченного органа, доводится до сведения образовательных учреждений посредством его размещения на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет» либо иным доступным способом.
4.1.3. Требования к содержанию Планов проверок определены в части 4 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ.
Основанием для включения плановой проверки в План проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица;
2) окончания проведения последней плановой проверки образовательного учреждения.
Указанный перечень оснований является исчерпывающим и не может быть дополнен уполномоченным органом. Проведение плановых проверок по иным основаниям не допускается.
4.1.4. Плановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
4.1.5. В ходе документарной проверки проводятся:
анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность образовательного учреждения, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в т.ч. учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);
анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, государственной (итоговой) аттестации выпускников.
Документарная проверка проводится по месту нахождения уполномоченного органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в уполномоченном органе и (или) представленных проверяемым образовательным учреждением, а также путем анализа информации,. размещенной на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона «Об образовании».
4.1.6. В ходе выездной проверки проводится:
анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в т.ч. учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов, кадрового обеспечения);
анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (учебных помещений, сооружений, учебного лабораторного оборудования и иных средств обеспечения образовательного процесса);
экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ;
анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, государственной (итоговой) аттестации выпускников.
Выездная проверка (плановая или внеплановая) проводится по месту нахождения образовательного учреждения и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.
На основании части 3 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении уполномоченного органа документах образовательного учреждения;
2) оценить соответствие деятельности образовательного учреждения обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
4.1.7. О проведении плановой проверки образовательное учреждение уведомляется уполномоченным органом не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала проведения проверки посредством направления копии приказа (распоряжения) уполномоченного органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Согласно положениям статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ нарушение (в части срока уведомления о проведении проверки) относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого образовательного учреждения.
Помимо направления уведомления заказным почтовым отправлением, в соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ, допускаются иные доступные способы уведомления.
Также возможно в указанный срок вручать копию приказа (распоряжения) о проверке непосредственно уполномоченному представителю проверяемого образовательного учреждения с распиской о получении копии приказа (распоряжения) о проведении проверки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии приказа (распоряжения), содержащей дату и время получения, подпись и данные лица, подписавшего документ (Ф.И.О, должность).
В случае отдаленного нахождения проверяемого образовательного учреждения копия приказа (распоряжения) уполномоченного органа о проверке может быть направлена посредством факсимильной связи. Отчет об отправке копии приказа (распоряжения) приобщается к делу проверяемого образовательного учреждения.
4.2. Внесение изменений в План проверок.
Внесение изменений в План проверок осуществляется в соответствии с Правилами подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок.
4.2.1. Согласно пункту 7 Правил подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица (далее — объект проверки) в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
4.2.2. Изменения в План проверок не вносятся и проверки проводятся в соответствии с утвержденным Планом проверок при условиях:
а) объект проверки находится в стадии ликвидации;
б) объект проверки находится в стадии реорганизации в форме присоединения к нему другого юридического лица;
в) объект проверки находится в стадии реорганизации путем выделения из объекта проверки другого юридического лица (проверка проводится в отношении того объекта проверки, который был включен в План проверок);
г) объект проверки находится в стадии реорганизации в форме преобразования;
д) изменения наименования объекта проверки (в случае создания образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения).
4.2.3. Уполномоченным органом вносятся изменения в План проверок и проверки не проводятся при:
а) ликвидации объекта проверки;
б) реорганизации в форме присоединения объекта проверки к другому юридическому лицу;
в) реорганизации в форме разделения объекта проверки на два (несколько) юридических лиц:
г) реорганизации в форме слияния объекта проверки и другого юридического лица, результатом которого является возникновение нового юридического лица;
д) при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (например, сложные погодные условия).
Сведения о внесенных в План проверок изменениях направляются в 10-дневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещаются на официальном сайте в сети «Интернет».
Внесение дополнений в План проверок в течение календарного года нормативными правовыми актами не предусмотрено.
4.3. Внеплановая проверка.
В период между плановыми проверками по основаниям, предусмотренным законодательством, могут быть проведены внеплановые проверки.
4.3.1. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются: истечение срока исполнения образовательным учреждением выданного уполномоченным органом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в уполномоченный орган, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о таких фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки определены в статье 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
4.3.2. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Форму проведения внеплановой проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного органа, что указывается в приказе (распоряжении) о проведении проверки.
4.3.3. Проведение внеплановых проверок при осуществлении федерального государственного контроля качества не требует согласования с органами прокуратуры в связи с отсутствием правовых оснований для их согласования (подпункты а) и б) пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ; приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ»).
4.3.4. К административным процедурам (действиям) уполномоченного органа относится подготовка приказа (распоряжения) о проведении внеплановой выездной проверки.
При проведении внеплановой проверки уполномоченный орган обязан уведомить образовательное учреждение о проведении проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
4.3.5. Срок проведения каждой из предусмотренных проверок, согласно статье 13 Федерального закона N 294-ФЗ, не может превышать двадцати рабочих дней. В отношении образовательного учреждения, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Исчисление рабочих и нерабочих дней проводится по общим правилам трудового законодательства Российской Федерации.
5. Содержание проверки качества образования
5.1. Мероприятия по контролю при осуществлении федерального государственного контроля качества образования проводятся в рамках проверок качества образования на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа.
Типовая форма приказа (распоряжения) утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.
Проверка может проводиться только должностными лицами, экспертами, представителями экспертных организаций, которые указаны в приказе (распоряжении) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа.
5.2. При осуществлении федерального государственного контроля качества образования проводятся мероприятия по контролю, указанные в пунктах 4.1.5. и 4.1.6. настоящих Методических рекомендаций.
Анализу и экспертизе подвергаются, как правило, действующие документы образовательного учреждения. При необходимости анализируются документы и материалы образовательного учреждения за период освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Примерная модель федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее — ФГККО) приведена в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.3. При оценке соответствия содержания образования в образовательном учреждении требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федерального компонента государственных образовательных стандартов проводится анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность образовательного учреждения по вопросам организации образовательного процесса и реализации основных образовательных программ общего образования.
Параметрами оценки являются «имеется / не имеется», «соответствует/ не соответствует».
В образовательном учреждении анализируются:
содержание реализуемых основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе учебные планы и рабочие программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;
расписание занятий;
классные журналы, журналы внеурочной деятельности;
годовой календарный учебный график;
локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие организацию образовательного процесса;
результаты внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
5.4. При проведении мероприятий по федеральному государственному контролю качества необходимо учитывать следующее.
С 1 сентября 2011 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N 1994 внесены изменения в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312.
В федеральный компонент федерального базисного учебного плана 2004 года дополнительно включен 3-й урок для учебного предмета «Физическая культура»:
для ступеней начального и основного общего образования — за счет регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения;
для ступени среднего (полного) общего образования — за счет компонента образовательного учреждения.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189) (далее — СанПиН 2.4.2.2821-10) на один час увеличена предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка.
Дополнительный час со второго по девятый классы добавлен в региональный компонент, а в десятом и одиннадцатом классах добавлен в компонент образовательного учреждения.
Ранее в федеральном базисном учебном плане 2004 года предполагалось дополнительное увеличение предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки в случае проведения уроков 35-минутной продолжительности (в соответствии с СанПиН 2.4.2.1178-02), что не применяется с 1 сентября 2011 г. в связи с вступлением в действие СанПиН 2.4.2.2821-10.
С 1 сентября 2012 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. N 74 внесены изменения в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312.
В федеральный компонент федерального базисного учебного плана 2004 года дополнительно включен в 4 классе учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в объеме 34 часов.
Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (в редакции Федеральных законов от 18 июля 2009 г. N 184-ФЗ, от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ) прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения прекращен 30 декабря 2010 года.
Следовательно, с 1 сентября 2011 года организация обучения в первых классах на ступени начального общего образования осуществляется на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373).
Также следует учитывать, что поэтапное введение в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации федерального базисного учебного плана 2004 года (взамен соответствующего учебного плана 1998 года) завершено (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312).
В этой связи использование образовательным учреждением (в том числе вечерними (сменными), специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальными учебно-воспитательными учреждениями для детей и подростков с девиантным поведением) при осуществлении образовательного процесса учебного плана 1998 года и соответствующего обязательного минимума содержания образования является нарушением.
5.5. При осуществлении оценки соответствия основной общеобразовательной программы требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования анализируется содержание основной общеобразовательной программы (в том числе структура и содержание учебного плана, разработанного на основе федерального базисного учебного плана; рабочие программы по учебным предметам, их соответствие федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования, а также реализация основной общеобразовательной программы в полном объеме), функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении и других материалов, указанных в пункте 5.3 настоящих Методических рекомендаций.
5.6. При осуществлении оценки соответствия основной общеобразовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) анализируется:
структура основной общеобразовательной программы;
наличие всех разделов основной общеобразовательной программы;
содержание каждого из структурных разделов основной общеобразовательной программы;
структура и содержание учебного плана, в том числе содержание и объем времени, отведенного в учебном плане на обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса;
организация внеурочной деятельности;
создание условий для реализации основных общеобразовательных программ;
функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 программа коррекционной работы является обязательным компонентом основной образовательной программы начального общего образования вне зависимости от наличия в образовательном учреждении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Важно отметить, что согласно п. 15 ФГОС НОО обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). Данное требование распространяется и на учебный план, который является составной частью ООП НОО. Каких-либо других ограничений на распределение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, по классам (годам обучения) ФГОС НОО не накладывает, что делает возможным включение части, формируемой участниками образовательного процесса, в учебный план для первых классов.
Кроме этого проводится анализ документов, связанных:
с реализацией учебного плана образовательного учреждения, выполнением рабочих программ по учебным предметам;
учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при формировании основной общеобразовательной программы;
с условиями реализации основных образовательных программ (включая кадровое, материально-техническое, информационное, учебно-методическое, психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).
5.7. При осуществлении оценки соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям ФГОС и (или) требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (далее — ФКГОС) проводятся:
экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);
анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, государственной (итоговой) аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок).
5.8. При установлении соответствия качества подготовки обучающихся образовательного учреждения используются различные формы оценки освоения обучающимися образовательных программ, в том числе: проведение контрольных работ, тестирования, собеседования, письменного или устного опроса по любому предмету федерального компонента базисного учебного плана.
Проведение контрольных работ, тестирования, собеседования, письменного или устного опроса рекомендуется начинать с 3-го класса. Проведение указанных мероприятий в отношении 1-2-х классов не рекомендуется.
Количество классов и предметов для установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС и (или) ФКГОС определяется исходя из целей и задач проверки (работы могут проводиться в одной или нескольких параллелей классов, также может быть исполъзована репрезентативная выборка из каждой параллели классов).
Осуществление выбора классов и учебных предметов для проведения оценки соответствия качества подготовки обучающихся может проводиться уполномоченными органами на основе предварительного анализа имеющихся результатов государственной (итоговой) аттестации, промежуточной аттестации, результатов аккредитационных экспертиз, региональных мониторинговых исследований.
Критерии для установления соответствия качества подготовки обучающихся образовательного учреждения требованиям ФГОС и (или) ФКГОС устанавливаются не ниже уровня региональных значений критериев показателей, установленных для определения типа и вида образовательного учреждения при проведении процедуры государственной аккредитации. Параметрами оценки являются «соответствие-несоответствие».
5.9. При определении соответствия качества подготовки выпускников 9-х, 11-х (12-х) классов требованиям ФГОС и (или) ФКГОС возможно использование такого показателя, как средний балл по учебному предмету всех обучающихся параллели классов, полученный на государственной (итоговой) аттестации выпускников (за три учебных года, предшествующих проверке).
Для установления среднего балла по учебному предмету необходимо провести анализ экзаменационных ведомостей, копий протоколов заседаний территориальных (региональных) экзаменационных комиссий, государственных экзаменационных комиссий. Анализ результатов государственных (итоговых) аттестаций целесообразно проводить по учебным предметам, которые сдавала не менее чем половина выпускников (далее вычисляется среднее арифметическое значение баллов, набранных выпускниками параллели классов по учебным предметам).
5.10. Качество подготовки выпускников 9-х классов может признаваться соответствующим ФГОС в случаях:
превышения или соответствия среднего балла выпускников уровню нижней границы баллов, предусмотренных для отметки «удовлетворительно» шкалой пересчета экзаменационных баллов в отметки по пятибалльной шкале, рекомендованной Федеральным институтом педагогических измерений, за два учебных года из трех, представленных для анализа.
5.11. Качество подготовки выпускников 11-х (12-х) классов признается соответствующим ФКГОС в случае, если средний балл по каждому классу за два учебных года из трех, представленных для анализа, выше или соответствует уровню минимального количества баллов единого государственного экзамена по учебному предмету, подтверждающего освоение выпускником основных образовательных программ среднего (полного) общего образования, устанавливаемых ежегодно Рособрнадзором.
5.12. Региональные показатели качества подготовки обучающихся и выпускников устанавливаются уполномоченным органом.
5.13. По результатам оценки соответствия основной общеобразовательной программы требованиям ФГОС и (или) ФКГОС экспертами и представителями экспертных организаций, привлекаемыми к проверке, составляется экспертное заключение, которое приобщается к акту проверки.
6. Оформление результатов проверки.
Меры, принимаемые по результатам проверки
6.1. В соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования результаты проверки оформляются актом проверки, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке.
6.2. В акте проверки в обязательном порядке указываются:
дата, время и место составления акта проверки;
наименование уполномоченного органа;
дата и номер приказа (распоряжения) руководителя, (заместителя руководителя) уполномоченного органа, на основании которого проводилась проверка;
фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку (в случае привлечения экспертов, экспертных организаций указываются фамилии, имена, отчества, должности экспертов и наименования экспертных организаций с указанием реквизитов свидетельства об аккредитации и наименование органа по аккредитации, выдавшего свидетельство).
наименование проверяемого образовательного учреждения, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого образовательного учреждения, присутствовавших при проведении проверки;
дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого образовательного учреждения, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у проверяемого образовательного учреждения указанного журнала;
подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
6.3. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному проверяемого образовательного учреждения, который расписывается в акте об ознакомлении с ним либо об отказе в ознакомлении. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого образовательного учреждения, а также в случае отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в материалах проверки.
В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого образовательного учреждения под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в материалах проверки.
6.4. Образовательные учреждения обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141. В журнале учета проверок должностными лицами уполномоченного органа осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании уполномоченного органа, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью образовательного учреждения.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
6.5. В случае выявления нарушения в ходе проверки уполномоченный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП.
6.6. На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведении проверки, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.
6.7. В случае выявления нарушения требований ФГОС и (или) ФКГОС, допущенного образовательным учреждением, уполномоченный орган выдает образовательному учреждению и (или) учредителю предписание об устранении выявленного нарушения на срок, который не может превышать шесть месяцев. Направление предписания учредителю может последовать при выявлении нарушений, связанных с несоблюдением обязательных требований по обеспечению условий реализации образовательных программ.
6.8. Основаниями для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о направлении в образовательное учреждение обязательного для исполнения предписания также могут являться:
решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся, обращение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, — в отношении образовательного учреждения, реализующего основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
решение общего собрания обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение.
6.9. Решение о направлении обязательного для исполнения предписания в образовательное учреждение и (или) его учредителю (учредителям) или об отклонении требований заявителей принимается уполномоченным органом и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ уполномоченного органа от направления такого предписания может быть оспорен в суде.
6.10. В случае неисполнения указанного предписания образовательным учреждением и (или) учредителем (в том числе, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания), уполномоченный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном соответствующими статьями КоАП.
6.11. В случае неисполнения указанного предписания аккредитованными образовательным учреждением и (или) учредителем уполномоченный орган также приостанавливает действие свидетельства о государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, реализуемых в этом образовательном учреждении и (или) его филиале, на срок, не превышающий шести месяцев согласно пункту 2 статьи 38 Закона «Об образовании».
Если до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации образовательное учреждение и (или) учредитель представили в уполномоченный орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации, уполномоченный орган возобновляет действие свидетельства о государственной аккредитации.
В случае если такие документы не представлены образовательным учреждением и (или) учредителем в уполномоченный орган до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, уполномоченный орган лишает образовательное учреждение государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, реализуемых в образовательном учреждении и (или) его филиале (ах).
6.12. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации вносит соответствующую запись в реестр аккредитованных образовательных учреждений. Копия документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом направляется учредителю и в правоохранительные органы.
7. Типичные нарушения обязательных требований, допускаемые
образовательными учреждениями при осуществлении
образовательной деятельности
По результатам анализа итогов федерального государственного контроля качества образования, проводимого органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, выявлены следующие типичные нарушения:
7.1. Отсутствие в образовательном учреждении самостоятельно разработанной и утверждённой основной образовательной программы.
7.2. Несоответствие учебного плана образовательного учреждения федеральному базисному учебному плану в части структуры учебного плана, наименования и перечня учебных предметов федерального компонента, минимально установленного количества часов на их изучение на базовом и профильном уровнях.
7.3. Отсутствие в образовательном учреждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин.
7.4. Несоответствие рабочих программ по учебным предметам ФГОС и (или) ФКГОС.
7.5. Несоответствие основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения требованиям ФГОС.
7.6. Реализация не в полном объеме основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с учебными планами и годовыми календарным учебным графиком (нарушение обязательных требований к организации образовательного процесса).
7.7. Несоответствие расписания обязательных учебных занятий учебным планам образовательного учреждения.
7.8. Несоответствие перечня учебников и учебных пособий, исполызуемых образовательным учреждением в образовательном процессе, федеральному перечню учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на данный учебный год.
7.9. Отсутствие в образовательном учреждении системы внутреннего мониторинга качества образования, регламентирующей обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования.
8. Меры по совершенствованию федерального государственного контроля качества образования
В целях совершенствования деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области образования в части федерального государственного контроля качества образования уполномоченным органам предлагается:
8.1. Обеспечить осуществление федерального государственного контроля качества образования в строгом соответствии с требованиями законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации.
8.2. Предусмотреть проведение мероприятий предупредительного характера, направленных на создание условий, способствующих недопущению нарушений образовательными учреждениями требований федеральных государственных образовательных стандартов, включая информирование образовательных учреждений о необходимости соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области образования.
8.3. Установить критерии отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования; обеспечить проведение своевременной аккредитации граждан и организаций, привлекаемых уполномоченными органами в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования.
8.4. Обеспечить информирование региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, о результатах федерального государственного контроля качества для принятия управленческих решений.
8.5. Разработать меры по повышению квалификации должностных лиц, осуществляющих полномочия по федеральному государственному контролю качества образования.