_________________________________________________________________________________________________________
Ссылка на документ: https://docs.google.com/document/d/1XZt3GaOekHK4cb8jkaPNuGUbrAFVFnz1v1e7iobJmbU/edit?usp=sharing
Подготовлено Н.А. Алексеевой, К.И. Викторовой
Работа центра практической психологии
ГБОУ ДПО ПОИПКРО
по направлению: «Профилактика профессионального выгорания у педагогов»
(май 2021)
Последнее исследование программы «Яндекс. Учитель» показало следующие данные:
- более 75% педагогов в России испытывают симптомы профессионального выгорания,
- у 38% оно находится в острой фазе.
Мы наблюдаем утомление и истощение педагогов на всех курсовых мероприятиях ГБОУ ДПО ПОИПКРО и не можем оставаться в стороне от решения этой проблемы.
Профессиональное выгорание ведет не только к заметному ухудшению состояния здоровья и снижению настроения. Оно может приводить к снижению интереса к работе в целом, к досадным ошибкам в выстраивании взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями.
Невозможность справляться со своими профессиональными обязанностями ― это большой риск для любого человека.
На уровне образовательной организации
Задачи профилактики выгорания сотрудников должны находиться в фокусе постоянного внимания администрации. Со своей стороны руководитель следит за климатом в коллективе, организует моральное и материальное стимулирование сотрудников. Через школьного педагога-психолога оказывается своевременная индивидуальная поддержка и проводятся групповые тренинги.
На уровне ПОИПКРО
Многие дополнительные образовательные программы, реализуемые ГБОУ ДПО ПОИПКРО, включают в себя модуль «Профилактика профессионального выгорания педагога». Модуль включает в себя занятия: «Сохранение профессионально-личностного ресурса педагога», «Профессионально-личностное развитие педагога как фактор профилактики выгорания».
На занятиях мы стремимся дать педагогу наиболее точное представление о выгорании, его причинах и способах профилактики.
Учим педагогов:
- определять источники выгорания,
- выделять аспекты выгорания, на которые можно повлиять,
- распознавать факторы, на которые повлиять невозможно;
уметь анализировать и решать проблемы в организации рабочих процессов;
ставить цели, выстраивать приоритеты в решении задач и планировать их решение;
подбирать виды отдыха в соответствии с типами утомляемости и повышать уровень осознанности.
Методисты и профессорско-преподавательский состав ПОИПКРО в ходе методических семинаров, методической недели также получает теоретические знания и практические навыки, направленные на своевременное выявление профессионального выгорания и овладение способами профилактики.
В настоящее время появились новые возможности дистанционного обучения, в том числе бесплатного.
Например, мы рекомендуем педагогам пройти обучение на курсе « Эмоциональное выгорание у педагогов» (Я.Учитель)
Эмоциональное выгорание у педагогов
Центр практической психологии ПОИПКРО
о психолого-педагогическом сопровождении участников образовательных отношений во втором полугодии 2020/21 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции
(февраль 2021года)
Минпросвещения России 25 января 2021 года направило рекомендации по организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/21 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы; созданию условий для повышения мотивации участников образовательных отношений посредством реализации дополнительных образовательных программ различной направленности и организации внеурочной деятельности во втором полугодии 2020–2021 учебного года.
Одно из приложений рекомендаций посвящено реализации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.
Кратко представляем содержание указанного документа и предлагаем некоторые пояснения.
I. Согласно рекомендациям, во втором полугодии 2020–2021 учебного года к основным задачам психолого-педагогического сопровождения следует отнести:
Задача психолого-педагогического сопровождения | Содержание | Форм работы и инструменты |
Повышение адаптации субъектов образовательного процесса к новым условиям обучения, применения педагогических технологий, способствующих повышению эффективности смешанного обучения | Организация консультаций и мероприятий просветительского, методического, организационного характера для детей, родителей, педагогов |
— Видеозаписи мини—лекций для родителей — Памятки по организации учебной деятельности в дистанционном режиме — Советы родителям и детям — Топ-листы фильмов и книг для совместного просмотра и чтения |
Оказание экстренной и кризисной психологической помощи с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, слухи, агрессивные проявления) |
|
|
Организация рабочих мест педагогов-психологов, подбор инструментария для работы в дистанционной форме | Обновление технического оборудования в кабинетах педагогов-психологов при содействии руководителей ОО (видеокамеры, интернет-подключение, устойчивое соединение) | (чаты, мессенджеры, электронная переписка); |
Использование специально организованных онлайн ресурсов для проектного и оперативного взаимодействия специалистов психологической службы под руководством главного внештатного педагога-психолога в системе образования субъекта РФ | — Размещение актуальной и полезной информации для специалистов;
— Организация эффективного и оперативного взаимодействия — Обмен опытом и успешными практиками деятельности |
II. Направления работы с основными субъектами психолого-педагогического сопровождения
Субъекты | Основные направления сопровождения |
Обучающиеся
Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
Сохранение психологического здоровья обучающихся и поддержание высокого качества образования в особых условиях реализации учебного процесса:
— организация психологического просвещения и психопрофилактики ( создание видео-контента, прямые эфиры, вебинары, видеоинструктирование, электронные библиотеки; — проведение уроков психологии в рамках внеурочной деятельности с учетом учебной нагрузки обучающихся, в том числе специальных тренингов по подготовке к ВПР, ГИА, ЕГЭ; — организация проведения дистанционного (онлайн) обследования в психолого-медико-педагогических комиссиях ПМПК и обеспечение проведения коррекционно-развивающих занятий с участием педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов. http://o575.pskovedu.ru/page/ac63ceb1-0c2d-4605-a9d4-d93045a68a86 ГБУ ПО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ПРИЗМА» — проведение коррекционных занятий в дистанционном формате |
Педагоги | Активизация психологических ресурсов личности педагогов для обеспечения возможности преодолевать трудные жизненные ситуации:
— психологическое просвещение педагогов по вопросам возрастной и социальной психологии; — организация психологической профилактики для педагогов, относящихся к группам риска заболевания COVID-19 и находящихся в условиях изоляции (прямые эфиры, вебинароы, видеоинструктирование, создание электронных библиотек, коллекций видеофильмов); — проведение с педагогическим коллективом тренингов с учетом актуального психоэмоционального состояния участников и опоры на позитивный опыт; — оказание психологической поддержки в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса (внесение в уроки и внеурочную деятельность минуток психологического всеобуча). |
Родители | Обеспечение поддержки семейного воспитания и содействию формирования ответственного отношения родителей (законных представителей) к воспитанию детей с учетом организации учебного процесса на основе следующих форм психологического сопровождения:
— психологическое консультирование родителей (законных представителей) и близких членов семей обучающегося, направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни, развитие навыков совладающего поведения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; — проведение консультаций и мероприятий просветительского, методического, профилактического характера по проблемам организации учебной деятельности и досуга в домашних условиях, повышения мотивации обучающихся к участию в дистанционных занятиях; — проведение дистанционных детско-родительских тренингов направленных на формирование навыков эффективного общения и ответственного отношения к здоровью. |
Полезные материалы
- Запись вебинара «Вместе проще онлайн: коррекционная поддержка обучающихся в дистанционном режиме» (Москва) https://dopoipkro.pskovedu.ru/mod/url/view.php?id=15618
- Запись вебинара «Содержание и организация работы педагога-психолога образовательной организации: эффективные практики деятельности» (В условиях дистанционного обучения) от 17.04. 2020 г. https://yadi.sk/i/kxKSX81wAr8h6g
- Опыт использования полезных интернет-ресурсов для дистанционной работы https://dopoipkro.pskovedu.ru/mod/url/view.php?id=15883
- Опыт работы в дистанционном режиме педагога-психолога Псковской инженерно-лингвистической гимназии О.В. Ивановой https://dopoipkro.pskovedu.ru/mod/url/view.php?id=15627
- Особенности работы педагога-психолога в дистанционном режиме (Томск)
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дистанционном режиме https://dopoipkro.pskovedu.ru/mod/url/view.php?id=15617
- Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога https://dopoipkro.pskovedu.ru/mod/url/view.php?id=15614
Согласно Указу Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», одним из приоритетных направлений процесса модернизации современного образования было объявлено создание в школах России Служб Медиации (примирения).
Основные задачи, которые стоят перед Службами школьной медиации, связаны с созданием безопасной среды в образовательном учреждении, с обучением школьников инновационной технологии урегулирования конфликтов в целях повышения их коммуникативной компетенции.
Примерно с 2013 года в образовательных организациях Российской Федерации по рекомендациям Министерства Просвещения начали создаваться службы школьной медиации, школьные службы примирения. На сегодняшний день, как показывает ежегодный мониторинг, это требование выполнено практически всеми образовательными организациями Псковской области. Где-то, к сожалению, такие службы существуют только на бумаге, кто-то использует медиативный подход при решении конфликтов от случая к случаю, а некоторые образовательные организации нашли большие преимущества в использовании медиации в своей деятельности.
За время внедрения этой идеи в школы пришло множество распоряжений и рекомендаций, связанных с этой инновацией, подготовленных различными институтами, некоммерческими организациями, которые иногда противоречили друг другу и путали инициаторов создания служб медиации (примирения), отпугивая от интересного и перспективного направления деятельности образовательной организации.
В ходе проведения обучения специалистов служб сопровождения (педагоги-психологи, социальные педагоги, заместители директоров по воспитательной работе) по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность школьной службы медиации» выявился круг наиболее актуальных вопросов, ответы на которые важно получить всем, кто впервые знакомится с этим направлением работы современной образовательной организации.
Вопрос 1. Что такое медиация и как все начиналось?
Самое короткое определение представляет медиацию как способ урегулирования конфликтов и споров с помощью третьего лица, специалиста — медиатора, который действует при добровольном согласии сторон для достижения решения, устраивающего участников конфликта.
При этом во многих источниках подчеркивается, что сама идея разрешения конфликтов и споров с помощью третьего лица не является новой для истории развития человеческого общества и характерна для многих культур.
Отправной точкой в процессе распространения идей медиации в российском обществе и в том числе, создания служб школьной медиации и школьных служб примирения в образовательных организациях является Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. От 23.07.2013)).
Вопрос 2. Кто такой медиатор? Какие задачи он решает?
Медиатор – это посредник, организатор конструктивного диалога двух конфликтующих сторон.
Основные задачи, которые решает медиатор:
— информирование конфликтующих сторон о методе медиации и мотивирование их к участию в медиации;
— организация процесса переговоров конфликтующих сторон (определение процедуры, регламента, заключение соглашение и контроль за его выполнением);
— разряжение эмоционального напряжения, возникающего в процессе переговоров;
— сбор максимально возможной информации и побуждение конфликтующих сторон к анализу конфликтной ситуации (ее причин);
— воздержание от оценочных суждений и эмоциональных реакций на происходящее, доброжелательное отношение к обеим сторонам;
— стимулирование конфликтующих сторон к генерированию идей относительно решения конфликта, контроль степени их реалистичности;
— обучение конфликтующих сторон процессу ведения переговоров с установкой на сотрудничество (без «переговорных уловок» — таких, как запугивание, манипуляция, эмоциональное давление, шантаж, обман и т.п.).
В целом, медиатор отвечает за то, чтобы на встрече были созданы максимальные условия для взаимопонимания и примирения. В связи с этим он должен владеть рядом техник и инструментов, характерных для современных консультантов, психологов, коучей.Поскольку любой педагог при определенных обстоятельствах может быть вовлечен в разрешение конфликта, то можно сказать, что навыки медиатора необходимы всем педагогическим работникам.
Вопрос 3. В чем заключаются особенности школьной медиации?
В настоящее время появилось специальное понятие «школьная медиация». Это одно из направлений внедрения медиации, переговорной практики и культуры диалога, популяризации этого способа разрешения конфликтов конкретно в образовательной среде.
Цели метода «Школьной медиации» его авторы определяют следующим образом:
— создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
— воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие*, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
— улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии, как внутри групп взрослых участников сферы образования (педагогов, родителей) и детей, так и между этими группами.
Подробнее: http://www.garant.ru/ia/opinion/shamlikashvili/7/#ixzz6ROiWlemV
Вопрос 4. Как может реализовываться медиация в условиях образовательной организации?
Существуют два принципиальных подхода, не исключающих друг друга: профилактический и образовательный.
При профилактическом подходе медиаторы помогают сторонам конфликта напрямую. Конечная цель внедрения медиации – увеличение числа случаев, рассматриваемых и разрешаемых медиаторами, что должно способствовать снижению социального напряжения через мирное урегулирование возникающих конфликтов.
При таком подходе возникает ряд вопросов, которые на сегодняшний день не до конца разрешены на законодательном и нормативном уровне:
— есть ли в школе (и в обществе в целом) широкий спрос на медиацию;
— обладают ли сотрудники школы достаточной независимостью, чтобы быть медиаторами в сложных случаях;
— как и при каких условиях может использоваться медиация ровесников?
Во многих рекомендациях подчеркивается, что сегодня для решения проблемных конфликтных ситуаций в образовательных организациях предлагается использовать медиативные и восстановительные практики, которые не являются психологическими, педагогическими, юридическими или правозащитными. Однако прокурорские проверки показали уязвимость некоторых позиций школьной медиации: необходимость наличия согласия родителей (законных представителей) ребенка, участвующего в медиации в самой процедуре, и в обучении.
Как показывает реальная практика и результаты ежегодного мониторинга деятельности школьных служб медиации (примирения), огромного спроса на процедуры медиации в образовательных организациях Псковской области не отмечается. К тому же, действительно, возникают те вопросы, о которых мы упомянули ранее.
Образовательный подход активно поддерживается, например, профессиональным сообществом медиаторов г. Санкт-Петербурга, а вслед за ними и в образовательной среде Псковской области, поскольку многие из обученных специалистов проходили обучение у Г. Кузьмина, представителя этой школы. Медиация в школе понимается нами как элемент воспитательного пространства, а внедрение медиации – как образовательная задача. Конечной целью становится формирование нового поколения граждан России, готовых и способных разрешать конфликты посредством переговоров. На первый план выходит конфликтологическое просвещение, повышение уровня коммуникативных и общепсихологических компетенций.
По мнению многих обученных специалистов Псковской области, технология школьной медиации может выступать в качестве инструмента нормализации межличностных отношений в образовательной организации в целом. Её внедрение предполагает решение конфликтов разного уровня и способно сделать школьную жизнь для учащихся более интересной и насыщенной. С другой стороны, такой подход демонстрирует открытость педагогов и их готовность меняться в новых условиях.
В работе Школьной службы медиации (примирения) задействованы, как правило, все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, родители, а их взаимодействие в процессе работы должно быть основано, в первую очередь, на принципе равенства, что уже оказывает сильное воспитательное действие.
Вопрос 5. В каких ситуациях образовательные организации могут использовать медиативные и восстановительные практики?
«Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 N ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций») предлагают использовать указанные практики в следующих ситуациях:
— конфликтная ситуация, возникшая между участниками образовательных отношений;
— совместная деятельность участников образовательных отношений, требующая согласования действий и решений;
— сложная/проблемная коммуникация в классе/группе;
— ситуации с причинением вреда, квалифицируемые как общественно опасные деяния несовершеннолетних;
— конфликты между родителями и детьми, влияющие на образовательный процесс.
Вопрос 6. Каковы актуальные направления деятельности служб медиации (примирения) в образовательных организациях?
Понимая важность и актуальность эффекта от внедрения технологий медиации в школьную жизнь, на сегодняшний день приоритетными направлениями деятельности могут быть выбраны следующие:
— проведение просветительской работы (в отношении медиации) среди учеников, их родителей и педагогического состава;
— разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации;
— предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
— формирование коммуникативных умений у детей, подростков, педагогов и родителей (навыков конструктивного решения конфликтов, ненасильственных стратегий поведения);
— профилактика социальных аномалий среди детей и подростков (безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних);
— профилактическая и коррекционная работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Вопрос 7. Как отличаются Служба школьной медиации (СШМ) и Школьная служба примирения (ШСП)?
Действительно, людям, не посвященным в тонкости процесса, может показаться, что это одинаковые понятия, тем более что часто можно видеть их написанными рядом: школьная служба медиации (примирения).
Обратимся к «Методическим рекомендациям по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 N ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций»).
В настоящих рекомендациях предлагаются и подробно описываются две модели реализации процедур для урегулирования конфликтных и проблемных ситуаций в образовательной среде: медиативная и восстановительная. Они направлены на мирное урегулирование сложных ситуаций, ответственное принятие решений по урегулированию ситуаций, сотрудничество, взаимопонимание. Процедуры реализации медиативной и восстановительной моделей предполагают участие независимого третьего лица, задача которого состоит в организации конструктивного диалога.
Указанным моделям в настоящих методических рекомендациях соответствуют два типа служб, которые могут быть созданы в образовательных организациях:
1) медиативной модели — службы школьной медиации;
2) восстановительной модели — школьные службы примирения;
Поскольку в Псковской области большее число специалистов прошли обучение по медиативной модели, у нас преобладают службы школьной медиации и шире используется медиативный подход, не исключающий применения восстановительных практик (круг сообщества, родительские конференции).
Вопрос 8. Какие основные проблемы внедрения медиации в школе можно выделить?
Прежде всего, это организационные проблемы:
- Отсутствие единствав понимании специфики медиации, возможностей и перспектив ее внедрения. Эта проблема проявляется особенно остро в сфере администрирования и контроля этой инновационной деятельности. Административные требования в отношении школьных служб медиации подчас неадекватны возможностям и сущностным задачам этих служб, в то время как поддержка статуса и инициатив школьных медиаторов со стороны администрации пока недостаточна.
- Отсутствие централизованного финансированияи поддержки в части материального стимулирования деятельности и инициатив школьных медиаторов. Финансовые возможности для организации обучения педагогов изыскиваются, образовательные программы реализуются, но на местах, в большинстве, деятельность школьных медиаторов остается не только без материальной, но и моральной поддержки.
Вопрос 9. Каковы перспективы развития медиации в образовательной среде?
Следует учитывать и предусматривать такие возможности:
- Конфликтологическоепросвещение возможно развивать уже на уровне детского сада, что может стать одним из способов подготовки детей и родителей к тем трудностям, с которыми они столкнутся в школе. Появится реальный шанс снизить все возрастающую конфликтность в отношениях между педагогами и администрацией, с одной стороны, и детьми и их родителями — с другой.
- Необходима проработка приемов реалистичной оценкимедиабельности случаев и привлечения в медиацию тех, кто действительно готов к диалогу. Завышенные, нереалистичные ожидания могут дискредитировать новую технологию.
- В ближайшем будущем детям и взрослым будут доступны дистанционные формы освоенияконфликтологических компетенций. Медиация будет в большей степени выходить в современное публичное пространство: в блоги, в социальные сети. Это необходимо учесть при планировании работы.
- При соответствующей поддержке (например,Уполномоченного по правам ребенка в Псковской области), на основе интенсивных образовательных форматов, дистанционного взаимодействия и конкурсного движения может сложиться общегородское сообщество медиаторов-ровесников. Что будет способствовать расширению сфер влияния медиации.
Теперь о трудностях и об объективных проблемах, на которые мы не всегда можем повлиять:
- Сохраняется правовая неопределенностьв сфере школьной медиации. Существующий закон о медиации (№193-ФЗ) оставляет много пространства для двояких толкований и выяснения отношений с прокуратурой.
- Культура обращения к медиации развивается чрезвычайно медленно.При этом будет наблюдаться рост конфликтности школьной среды, ввиду неравенства родителей и школы в правах и возможностях.
- Ужесточится конкуренцияна рынке образовательных услуг в сфере медиации. Тренинговые организации и научные школы будут выставлять новые предложения, и у потребителей появится свобода выбора.
Вопрос 10. Насколько всесильна школьная медиация?
Важно знать и помнить, что медиация, и особенно школьная, имеет границы применения и ограничения:
— не все конфликты в школе можно разрешить, используя этот метод;
— при всех особенностях образовательной среды, обязательно соблюдение принципов медиации (добровольность, равноправие, конфиденциальность);
— дети не могут и не должны разрешать конфликты между взрослыми (родителями и учителями, администрацией и педагогами и т.п.).
— в применении медиации в случаях с детьми с ОВЗ особенно важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Вопрос 11. Что важно учитывать, чтобы служба школьной медиации была успешной?
- Наличие «поля деятельности».В школе должна сложиться атмосфера принятия необходимости открытого обсуждения конфликтов. Достаточное число конфликтов зачастую скрывается как самими школьниками, так и педагогами, и администрацией. Такая позиция нарушает саму идею медиации.
- Поддержка идеи школьной медиации со стороны:
— администрации (особенно директора и заместителя директора по учебно-воспитательной работе);
— педагогического коллектива (готовность «поделиться полномочиями» в решении конфликтов детьми, в частности, передача информации о конфликтах в службу медиации (примирения)).
- Наличие претендента на роль куратора службы (на добровольной основе), которыйсоответствует ряду требований:
— поддержка идей медиации и готовность к освоению новой компетенции (повышение квалификации по программе в объеме 72 академических часа);
— готовность к обучению медиативному методу и проведению медиаций;
— доступ к информации о конфликтных ситуациях в школе;
— авторитет у учителей и учеников;
— способность отстаивать своё мнение перед администрацией.
- Наличие регионального (городского) сообществамедиаторов,которые оказывают поддержку и помощь начинающим коллегам.
Вопрос 12. Что следует учитывать, если Вы решили проводить обучение «групп равных»?
В настоящее время созрели условия для того, чтобы школьные службы медиации, уже прошедшие этап апробации, стали развиваться дальше. Направление развития во многом связано с обучением детей и подростков основам медиации.
В «группу равных» отбирают детей, которые пользуются доверием одноклассников и желающих принять участие в такой программе и пройти обучение (методом анкетирования). После прохождения тренинга по медиации они должны принять личное и самостоятельное решение о работе в школьной службе примирения. Подросток до 15 лет должен принести письменное согласие родителей на участие в школьной медиации.
Исходя из практического опыта, не рекомендуется включать в «группы равных«:
— учащихся выпускных классов (из-за перегруженности);
— школьных активистов (по той же причине);
— детей с девиантным поведением (испытывают трудности в работе по программе).
В практике имеются случаи, когда подростки, проявившие первоначально большой интерес к новому виду деятельности, отказываются от нее, поняв сложности и трудности процесса и почувствовав степень ответственности. Стоит иметь в виду, что иногда мнение педагогов об авторитете учащихся не совпадает с мнением учащихся.
Вопрос 13. Какие документы должны быть у службы медиации (примирения) в школе?
Примерный минимум документации школьной службы медиации:
— приказ о создании школьной службы примирения;
— положение о службе медиации (примирения), которое согласовывается с советом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (совет обучающихся, совет родителей — если таковые имеются);
— план работы службы медиации (примирения);
— журнал учета обращений в службу медиации (примирения).
Как показывает практика, дополнительно могут быть оформлены:
— должностная инструкция куратора службы;
— отчеты о работе;
— кодекс сотрудничества членов службы школьной медиации;
— информационные листы о работе службы;
— программа обучения школьников (членов службы).
Вопрос 14. Как понять, что школьная служба медиации (примирения) эффективна?
Опосредованно службы медиации (примирения) влияют на сформированность социально-безопасной среды образовательной организации, что, в свою очередь, влияет на эффективность развития и социализации личности ребенка.
Индикаторами сформированности социально-безопасной среды образовательной организации можно считать:
— снижение деструктивного влияния на участников образовательного процесса возникающих конфликтов за счет обучения основам медиации педагогических работников, а также детей (медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»);
— снижение агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
— повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.
В любой образовательной организации все это необходимо отслеживать в процессе мониторинга с помощью соответствующих инструментов (анкетирование, опросы, соответствующие методики).
Литература:
Нормативно-правовое обеспечение
- Методические рекомендации Минобрнауки России по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования № ВК-844/07 от 18.11.2013 г.)
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена указом Президента РФ № 761 от 01.06.2012).
- Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ №1430 от 30.08.2014).
- Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 N ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций»)
Основная литература
- Камакина О.Л., Шигапова А.Г. Медиация в школе: возможности и перспективы // Августовский педагогический совет. Система образование Кировского района: будущее через диалог поколений. СПб: Публикации ИМЦ Кировского района, 2015. С. 80-84.
- Коновалов А.Ю. Восстановительная медиация и службы примирения в образовательной сфере // Директор ССУЗа. — 2014. –№ 3.
- Кривцова А.С., Хухлаева О.В. Служба школьной медиации / Электронная система Образование: «Справочник педагога-психолога. Школа». — 2014.
- Кузьмин Г.С. Ценности и технологии сотрудничества в системе школьного образования. Рабочая тетрадь школьного медиатора. СПб., 2017.
- Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта // Справочник заместителя директора школы. — 2008. — № 5.
- Овчинникова Т.С. Технология восстановительного правосудия в социально-педагогической деятельности. — Тюмень: Тюменский издательский дом, 2006.
- Овчинникова Т.С, Павлович Г.А. Служба примирения в образовательном учреждении. — Тюмень: Изд-во предпринимателя В.В. Заякина, 2008.
- Шамликашвили Ц.А. Школьная медиация, или Как снять конфликт диалогом // Электронная газета «Вести образования». — 26.09. 2011.
Интернет-ресурсы
- Документация для школьной службы медиации. Сборник методических материалов для специалистов службы сопровождения образовательного учреждения. Режим доступа: http://dopoipkro.pskovedu.ru/pluginfile.php/59836/mod_resource/content/2/%D0%A1%D0%9F%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D1%8B%20%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf
- Создаем в школе службу примирения. Блог инспектора народного образования. Режим доступа: https://eduinspector.ru/2013/08/20/sozdaem-v-shkole-sluzhbu-primirenija/
- Шамликашвили Ц.А. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей // http://www.garant.ru/ia/opinion/shamlikashvili/7/#ixzz2xYRWcvhm
- Школьные службы примирения. Сайт А. Коновалова. Режим доступа: http://www.8-926-145-87-01.ru/
В первом полугодии 2019 года Центром практической психологии были проведены:
Учебное мероприятие (1) по теме «Распознавание фактов жестокого обращения с ребенком или насилия со стороны взрослых, детей» в ГБУСО Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Пскова» для специалистов учреждений социальной защиты Псковской области.
Семинары (2) в рамках внедрения в учебный процесс образовательных организаций результатов разработки научно-методических проектов ПОИПКРО, распространение инновационного педагогического опыта проведены:
— «Медиация в практике работы образовательной организации»
— «Оценка деятельности педагога-психолога в условиях профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”»
Выездные мероприятия (2):
— семинара по теме «Особенности современной семьи и семейного воспитания: содержание, формы, методы» для педагогов МБУ ДО «Детский центр «Надежда»
— консультация по теме «Медиативный подход в разрешении конфликтных ситуаций между обучающимися» для педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Л. М. Поземского» города Пскова.
Одна из задач центра, определенная на этот год, связана с актуализацией содержания профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Принятый в 2016 году профстандарт проходил апробацию и с января 2020 года должен применяться в практике работы образовательных организаций повсеместно. Однако, как показывает практика, школьные педагоги-психологи и педагоги ДОУ не до конца представляют себе, как должна измениться их деятельность в связи с применением стандарта. Семинар «Оценка деятельности педагога-психолога в условиях применения профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», организованный с целью актуализации проблемы формирования готовности специалистов работать в новых условиях, показал важность и своевременность этого учебного мероприятия. На семинаре состоялось заинтересованное профессиональное обсуждение проблемы. Присутствие на семинаре представителей администрации образовательных организаций выявило такую проблему, как необходимость ознакомления директоров школ и ДОУ с современными требованиями к организации деятельности педагога-психолога. С этой целью в сентябре 2019 года будут проведены встречи с директорами школ и заведующими ДОУ г. Пскова.
Участившиеся случаи жестокого обращения с детьми, а также факты жестокости и насилия детей и подростков по отношению друг к другу актуализировали задачу обучения педагогических работников умению распознавать эти факты и проводить работу, способствующую своевременной профилактике этих явлений в образовательной среде. Адресный запрос от педагогических работников социальной сферы ГБУСО Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Пскова», был реализован учебным мероприятием в очно-заочной форме на 48/24 часа «Распознавание фактов жестокого обращения с ребенком или насилия со стороны взрослых, детей». Очные занятия, проходившие в форме тренинга, вызвали живой отклик у участников обучения, развили их умения видеть проблему и оказывать детям действенную помощь. Работы, подготовленные по итогам обучения, были выполнены ответственно и добросовестно, показали значимость проблемы и личную заинтересованность работников Центра.
На решение задачи профилактики жестокости в образовательной среде были направлены курсы, проведенные в рамках реализации подпрограммы 1 «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области на 2014-2020 годы» Государственной программы Псковской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Псковской области на 2014-2020 годы».
Целевые курсы «Издевательства над детьми (травля) со стороны сверстников: последствия, профилактика, психологическая помощь», проведенные по инициативе сотрудников центра практической психологии и при поддержке Комитета по образованию Псковской области, были адресованы социальным педагогам. Занятия проводились представителями института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург), являющегося авторитетным центром повышения квалификации для психологов и социальных педагогов России. Следует отметить, что процесс подготовки курсов был крайне сложным не только по причине его обусловленности финансовыми проблемами. Сложность вызвало комплектование группы. Несмотря на подробные инструкции и соответствующие письма, отделы образования муниципалитетов проявили незаинтересованность и не обеспечили своевременную явку специалистов на занятия. Таким образом, финансовые затраты на проведение мероприятия были использованы недостаточно эффективно.
Продолжая работу по поддержке процесса организации и деятельности служб школьной медиации, сотрудниками центра было проведен семинар «Медиация в практике работы образовательной организации». На семинаре подводились итоги деятельности существующих служб медиации и обсуждались насущные проблемы этого направления деятельности специалистов службы сопровождения. На семинар были приглашены команды, включающие в себя заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов. Именно эти специалисты занимаются продвижением школьных служб медиации. Выявленные проблемы связаны с перегрузками специалистов. Даже понимая важность работы по медиативному подходу в разрешении школьных конфликтов, педагоги не имеют достаточного времени, например, на обучение этим навыкам учащихся.
На современном этапе развития образования серьезной проблемой в деятельности педагогов стало взаимодействие с родителями. Возросло число конфликтов, растет уровень требований родителей к школе. В следующем году это направление должно быть учтено в работе со специалистами службы сопровождения, чтобы они могли опосредованно влиять на педагогов своих образовательных организаций, обучая их новым приемам и формам работы с родителями. С этой целью программы необходимо дополнить модулем, связанным с обновлением содержания и форм взаимодействия педагогов с родителями.
(подготовлено Н.А. Алексеевой, зав. центром практической психологии
ГБОУ ДПО ПОИПКРО, к.п.н., )
Оценка эффективности деятельности психолога в условиях регулярного образования детей до сих пор является наименее разработанной. В отличие от педагогической деятельности, где имеются собственные критерии оценки эффективности усвоения знаний, навыков, умений, надежных критериев эффективности психологической деятельности до настоящего времени найдено не было.
Большинство предлагаемых критериев носят откровенно субъективный характер (например, оценка эффективности работы с ребенком по анкетированию родителей). Это не позволяет психологу сопоставить результаты собственной деятельности в различных условиях, с применением разных технологий. У него нет критериев для сравнения своей работы и работы других специалистов образования. Все это значительно снижает технологичность и, может быть, даже качество психологической работы.
В то же время в оценке любой деятельности руководствоваться какими-либо критериями крайне необходимо.
Системообразующими критериями оценки эффективности деятельности педагога-психолога могут стать:
- Успешность адаптации учащихся.
Сюда относятся показатели благоприятного психологического климата в школе:
— характер взаимоотношений между учителями и учениками, учителями и родителями;
— эмоциональное самочувствие педагогов и учащихся;
— успешность адаптации школьников к условиям образовательного процесса;
— уменьшение числа конфликтных ситуаций;
— удовлетворенность протеканием школьной жизни.
- Удовлетворенность всех субъектов (педагогов, учащихся, родителей) результатами деятельности педагога-психолога:
— рост востребованности педагога-психолога;
— положительные отзывы о работе.
Субъективные и объективные критерии оценки деятельности психолога
Критерии оценки деятельности психолога можно сгруппировать на основании выделения субъекта оценочной деятельности, т.е. на том основании, кем производится эта оценка. Нормативные критерии оценки деятельности психолога разрабатываются различными официальными органами, в ведении которых находятся учреждения психологической службы, рабочие места психологов.
Характеристика основных квалификационных требований к психологу включает:
— требования к уровню образования психолога, в том числе и к последипломному образованию и повышению квалификации;
— к стажу работы по профессии;
— описание знаний и умений, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;
— знание нормативных документов (основных законов, положений, инструкций, методических рекомендаций и т.п.);
— владение новыми (в том числе, информационными) технологиями в сфере своей профессиональной деятельности.
К основным критериям оценки деятельности педагога-психолога относят следующие:
- Деятельность педагога-психолога по созданию условий для эффективной работы (оборудование и методическое оснащение кабинета, сохранность вверенного ему имущества).
- Регулярное и четкое ведение документации, ее качество.
- Участие в научно-исследовательской и методической работе.
- Качественные изменения в работе с посетителями (детьми, учащимися, студентами, родителями, педагогами), определяемые на основе протоколов обследований, наблюдений, бесед, результатов положительных изменений в поведении, личностных характеристиках, решения конфликтов.
- Обоснованность индивидуальных и групповых психодиагностических обследований, тестирований, их качество, соответствие требованиям. Качество психологических заключений и рекомендаций.
- Качество психокоррекционных программ и занятий, их эффективность.
- Наличие системы психологического просвещения учащихся, студентов, педагогов, родителей, формы и активные методы этой работы (семинары, факультативы, деловые игры, стенд психолога и т.п.).
- Отзывы руководителей, педколлектива, учащихся, студентов, родителей о работе педагога-психолога (определяется с помощью анонимного анкетирования).
- Участие педагога-психолога в психологических экспертизах педагогических решений программ, конкурсных комиссиях, выпускных и приемных экзаменах, собеседованиях при приеме на работу, в аттестации педкадров.
- Взаимодействие с диагностико-реабилитационными и другими центрами помощи детям, психодиагностическими общественными организациями, кафедрами психологии, институтами повышения квалификации.
Критерии эффективности психологической службы образования складываются из следующих показателей:
- Кадровый состав педагогов-психологов: процент обеспеченности учреждений образования педагогами-психологами в соответствии со штатным расписанием; уровень образования (высшее психологическое образование, высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки); квалификационная категория; процент текучести кадров.
- Материально-техническое и методическое обеспечение деятельности педагогов-психологов (наличие оборудования в соответствии с требованиями к кабинету психологической службы, методического инструментария, библиотеки педагога-психолога, научно-методических журналов, обязательной документации).
- Повышение квалификации педагогов-психологов и инспекторов, курирующих психологическую службу (курсы, стажировка, семинары, конференции, методические объединения, научно-методические публикации, магистратура, аспирантура, научно-исследовательская работа, пропаганда психологических знаний).
- Подготовка и принятие управленческих решений по психологической службе на уровне отдельного учреждения образования района, города, области (планирование, анализ деятельности педагогов-психологов, разработка перспективной программы развития психологической службы с учетом современных требований).
- Наличие информационного банка данных о психологической службе (статистические отчеты, анализ планов, приказов, решений, критических замечаний, писем, жалоб).
- Наличие банка данных о детях, нуждающихся в коррекционной помощи педагога-психолога. Совместная работа педагога-психолога с комиссией по делам несовершеннолетних, его работа по профилактике правонарушений.
- Рассмотрение вопросов организации психологической службы на заседаниях райисполкомов, советах отделов образования, совещаниях руководителей учреждений образования.
- Система работы отделов образования по изучению, обобщению, распространению лучшего опыта работы в районе, городе, области. Внедрение передового республиканского и зарубежного опыта.
- Выполнение педагогами-психологами санитарно-гигиенического режима, противопожарной безопасности, требований по охране жизни и здоровья детей.
- Наличие (и знание) документации, нормативных документов по психологической службе у руководителей учреждения образования, правильность и регулярность ее оформления.
- Работа руководителей учреждений образования по созданию условий для эффективной и творческой деятельности педагогов-психологов.
- Участие педагогов-психологов в управленческой деятельности, педагогических советах.
- Формы и методы контроля со стороны администрации, отделов образования за работой педагогов-психологов.
- Работа педагогов-психологов в системе семейно-общественного воспитания (взаимодействие с родителями, опекунами, специалистами, организациями, определяющими воспитательное воздействие на личность ребенка, учащегося и студента).
Официальную оценку степени квалификации психолога и его профессиональной деятельности может дать только специалист-психолог (психолог-методист отдела образования, специалисты факультетов, кафедр и научно-исследовательских институтов в области психологии, методические объединения психологов, экспертные советы психологических обществ и ассоциаций).
Оценка профессиональной квалификации практического психолога включает, как правило, анализ его методической и теоретической подготовки, оценку овладения практическими профессиональными методами работы. Квалификационная комиссия может давать рекомендации администрации учреждения по установлению квалификационного разряда психолога в зависимости от уровня его образования, стажа работы, владения психологическими знаниями и практическими методами.
Помимо нормативных официальных критериев, существуют и другие, неофициальные подходы к оценке работы психолога в учреждении. Психолог оценивается со стороны администрации и своих коллег-психологов скорее не на основании должностных требований и инструкций, а по отдельным эмпирическим показателям его деятельности, значимым для работы в данной сфере.
Администрация учреждения опирается в оценке деятельности психолога на нормативные акты и показатели, а при отсутствии их в той отрасли, к которой принадлежит организация, может разработать должностные инструкции и требования к работе психолога на основе общих положений и существующих аналогичных документов. Помимо нормативных критериев, со стороны руководства организации выдвигаются, как правило, и дополнительные требования к психологу – это, прежде всего, различные количественные показатели его работы, которые отражены в официальных отчетах, задокументированы, имеют какую-либо материальную выраженность.
В связи с этим администрация учреждения обращает внимание на следующие стороны работы психолога:
- соответствие содержания работы психолога плану и перспективным направлениям работы организации, учреждения, в котором он трудится;
- количество проведенных психодиагностических методик и обследованных клиентов, сотрудников;
- разного рода выступления психолога перед работниками организации;
- психологические мероприятия (тренинги, обучающие сессии), проведенные психологом, и число охваченных ими сотрудников;
- подготовленные доклады, отчеты, сообщения, рекомендации, резюме, проспекты, презентации, посвященные важным и актуальным для данного учреждения проблемам, датам, персоналиям;
- оформленные психологом стенды, «стенгазеты», информационные бюллетени и другие наглядные материалы.
Данные критерии характеризуют объем работы, выполненный психологом, в какой-то степени отражают трудовой вклад и интенсивность, напряженность труда психолога.
Со стороны коллег-психологов, как работающих в данном учреждении, так и взаимодействующих с психологом в рамках профессионального сообщества, оценка осуществляется прежде всего по качественным особенностям и результатам деятельности, таким как:
- владение профессиональными навыками практической работы с людьми: валидными психодиагностическими методиками, разного рода коррекционными и консультативными техниками и приемами, методами современной тренинговой работы в различных областях;
- уровень профессиональной теоретической подготовки: наличие базового психологического образования; тип учебного заведения, которое закончил психолог, и форма его подготовки (очное, очно-заочное, заочное обучение); специальные сертификаты и дипломы послевузовской переподготовки и повышения квалификации;
- участие в научно-исследовательской работе: умение организовать и провести психологический эксперимент; владение современными методами обработки результатов психологического исследования, в том числе статистическими; количество публикаций, участие в научных семинарах, конференциях, в работе научных психологических обществ;
- личная профессиональная репутация и известность: отзывы коллег, клиентов, администрации учреждения, в котором трудится психолог.
Психологи-профессионалы настороженно относятся к тем своим коллегам, которые считают, что являются специалистами в любом виде психологической работы, владеют всеми необходимыми психологическими методиками, берутся за решение любых психологических проблем.
В настоящее время при оценке деятельности педагогов-психологов, в частности при аттестации, используют оценочные листы (см. Приложение)