Материалы 60-летнего юбилея (архив сайта 2005 года)
Воспоминания о трудовой деятельности в дошкольном кабинете ИУУ
Дошкольный методический кабинет осуществлял комплектование группы слушателей курсов с учетом образования, стажа, специфики работы.
Учет повышения квалификации воспитателей проводился и в районных методических кабинетах, и в детских садах.
Областной отдел народного образования, методический кабинет института усовершенствования учителей и педагогические коллективы в своей работе руководствовались постановлениями партии и правительства в народном образовании, приказами и инструктивно-методическими документами Министерства просвещения СССР и РСФСР.
Методисты изучали состояние воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, обобщали положительный опыт лучших дошкольных учреждений по игровой деятельности, патриотическому воспитанию, методическому руководству и все-стороннему развитию детей.
Цель работы областного методического кабинета:
1. оказание методической помощи педагогам всех дошкольных учреждений: детским дошкольным домам, домам ребенка, детским дошкольным учреждениям всех типов;
2. повышение квалификации всех категорий работников дошкольных учреждений (методисты и инспектора ОНО, заведующие и методисты дошкольных учреждений, воспитатели всех возрастных групп, логопеды, инструктора по физической культуре, преподаватели по изодеятельности);
3. изучение, обобщение передового педагогического опыта дошкольных учреждений области и города.
На протяжении многих лет методисты кабинета ежегодно повышали квалификацию в Центральном институте усовершенствования учителей города Москвы. Методисты проходили курсовую переподготовку, обучаясь на курсах и семинарах в городах Ленинграде, Белгороде, Волгограде, Минске и т.д. Новые программы изучались заведующими, воспитателями и другими категориями на курсах, семинарах, выездных семинарах.
Для чтения лекций приглашались научные работники, преподаватели г. Москвы (О.И. Соловьева, директор Центрального методического кабинета дошкольного воспитания, Л.В. Русскова, П.Г. Меньшикова, Л.И. Мужелевская, В.Н. Чуракова, г. Ленинграда (Е.П. Иова, Л.К. Голубева – преподаватели Ленинградского педагогического института имени Герцена, преподаватели Опочецкого педучилища (Н.А. Шабанова, А.М. Комарова, С.Ф. Гузан, Г.А. Григорьева и другие). По эстетическому воспитанию перед слушателями выступал М.А. Пикалев, заслуженный художник России.
Многое делалось в области для улучшения учебно-воспитательной работы в детских садах и в первую очередь для улучшения состава педагогических кадров, которые постоянно повышали квалификацию и педагогическое мастерство.
Воспитателей для детских садов готовит Опочецкое педагогическое училище. Воспитание, не имеющие педагогического образования, вовлекались в систему заочного обучения, на базе ИУУ проводились курсы повышения квалификации и для этой категории.
Методический кабинет по дошкольному воспитанию ИУУ проводил систематическую работу по повышению квалификации педагогических кадров, используя месячные курсы, семинары, тематические семинары, индивидуальные и коллективные консультации, методические объединения, научно-практические конференции, беседы за круглым столом, теле- и радиопередачи, публикации в журнале «Дошкольное воспитание», диспуты….
Методистами кабинета выпускались ежегодно педагогические бюллетени по нравственному, умственному, трудовому воспитанию детей, по развитию детей раннего возраста, по преемственности детского сада и школы в форме анализа работы в дошкольных учреждениях области.
На заседаниях облисполкома, обкома профсоюзов работников образования неоднократно рассматривались вопросы расширения сети строительства дошкольных учреждений (в каждом районе, селе были детские сады, охват доходил до 90%), охраны здоровья и снижения заболеваемости детей с предварительным посещением дошкольных учреждений представителями областных отделов народного образования, здравоохранения (выезжала главный педиатр А.М. Полякова), управления сельского хозяйства (М.И. Казарина) и методистами ИУУ.
Значительная работа проведена по организации Всесоюзных смотров по охране здоровья и снижению заболеваемости детей. Большое внимание уделялось улучшению санитарно-технического состояния детских дошкольных учреждений, воспитанию детей раннего возраста.
В результате детский сад № 1 пос. Пушкинские Горы (зав. В.Н. Егорова) занял 1-е место во Всесоюзном смотре по всестороннему развитию детей.
Ясли-сад «Рябинушка» пос. Писковичи Псковского района (зав. Т.В. Иванова ) занял 2-е место по игровой деятельности детей.
Коллективы яслей-садов награждены грамотами Министерства просвещения РСФСР и РК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
Вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста обсуждались на коллегии облоно, заседаниях президиума обкома профсоюзов, сельского хозяйства (состояние общественного дошкольного воспитания на селе).
В Министерстве образования СССР заслушивались вопросы по трудовому воспитанию, игровой деятельности в дошкольных учреждениях Псковской области. Все вопросы готовили методисты кабинета дошкольного воспитания института усовершенствования учителей.
Многие годы проводились выездные курсы и практические занятия методическим кабинетом ИУУ со всеми категориями в яслях-саду «Улыбка» пос. Неелово Псковского района (зав. Г.А. Белоногова) по раннему возрасту и физическому воспитанию детей, в детском саду № 1 г. Дно (зав. С.И. Иванова) по теме «Роль природы в жизни ребенка»; в яслях-саду «Сказка» г. Острова (зав. А.Б. Дикун) по эстетическому воспитанию (Искусство и дети); в яслях-саду № 24 г. Пскова (зав. Т.С. Григорьева) по всестороннему развитию детей на занятиях; в яслях-саду № 25 г. Пскова (зав. Р.Н. Кашина) по трудовому воспитанию детей. По преемственности детского сада и школы, по физическому воспитанию проводились семинары на базе дошкольного детского дома г. Великие Луки, Родовского детского дома Палкинского района, Боковского детского дома Пыталовского района, д/с № 12 г. Великие Луки (зав. М.М. Дьяченко).
Выездные семинары-практикумы проводились совместно с работниками облоно
(З.Д. Михайловой, А.М. Дорошенко, Т.П. Родионовой); физкультурным диспансером ОНО; по развитию речи, выявлению недостатков речевого развития выступали врачи, ведущие логопеды – А.К. Алексеенко и другие из областной больницы.
Интересный опыт был представлен на ВДНХ яслей-сада «Солнышко» г. Пскова (зав. М.Ф. Иванова) по теме «Совместная работа детского сада и семьи по охране здоровья детей и развитию основных движений». Коллектив во главе с заведующей награжден бронзовой медалью.
Ясли-сад «Огонек» Псковского района (зав. Г.А. Елкина) обобщил опыт работы по теме «Подготовка детей к школе», опыт был представлен на ВДНХ и отмечен бронзовой медалью.
Большая работа проводилась методистами кабинета ИУУ по культурному досугу слушателей, знакомству с древней Псковской землей, ее современной жизнью. Педагоги посещали музеи, выставки.
Следует указать и наиболее интересные формы работы с родителями: педагогические чтения, конференции по книгам выдающихся педагогов В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!», устные журналы, семинары-практикумы по темам «Ручной труд», «Обучение детей основным движениям», «Спортивные игры», спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», выпуск педбюллетеней, конкурсы знатоков по проблеме умственного воспитания, библиотечки-передвижки с приглашением работников библиотек ИУУ и Дома учителя, продажу книг без продавца (на родительской конференции), выставку-продажу моделей детской одежды и другие.
В 60–80-е годы был расцвет дошкольного воспитания. В Псковской области было построено и функционировало около тысячи детских садов.
В те годы партия, государство, народ доверяли работникам дошкольных учреждений ответственное и почетное дело – воспитание подрастающего поколения, нашу любовь и радость, наше завтра.
Дмитриева Л.П.
Спиридонова Р.В.