Материалы 60-летнего юбилея (архив сайта 2005 года)
1.Работала в областном ИУУ с 27 декабря 1963 г.
2.5 июля 1976 г. – зав. кабинетом воспитательной работы.
Наш ИУУ в то время занимал II этаж старого корпуса. Аудитории были при кабинете физики и математики, химии и биологии, дошкольном кабинете и актовом зале Дома Учителя.
Коллектив был очень дружный и сплоченный – руководил Чекалкин М.Г., а потом Данилов Н.А.
3. Кабинет воспитательной работы входил в состав как самостоятельное структурное подразделение при кабинете педагогики (а затем кабинете руководящих кадров) руководимым Вагиным Александром Михайловичем. Свою работу кабинет строил совместно с Облоно (инспектор Зворыкина Л.И.), с ОКВЛКСМ (секретарь Петров Д.С.) и ОККПСС (отдел школ — секретарь Николаев И.С.).
Планируемый раздел воспитательной работы годовой и перспективный утверждался и входил в состав общеинститутского плана.
4. Основными направлениями кабинета были следующие:
o Методическая помощь в организации и проведении воспитательных мероприятий в младших и старших классах (пионерские сборы, комсомольские собрания, работа с октябрятами, беседы и классные часы, работа в группах продленного дня, организация работы внешкольных учреждений – совместно с ДЭТС областной станцией юных техников (Николаев А.Н.), станцией натуралистов, организаторов летнего отдыха с ОКВЛКСМ.
o Чтение лекций (перед директорами школ, организаторами воспитательной работы, старшими пионервожатыми, внешкольными учреждениями, классными руководителями и т.д.
o Обобщение передового опыта работы лучших работников школ по воспитательной работе. Оформлена картотека передового опыта и стенд «В помощь по воспитательной работе», «Из опыта работы». Печатались и размножались бюллетени из опыта работы школ и внешкольных учреждений.
o Организация и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, курсов и семинаров на базе ИУУ и выездные на базе школ и внешкольных учреждений.
o Ежемесячные командировки по области (по линии Облоно, ОККПСС, Министерства просвещения с целью проверки и оказания помощи).
o Совершенствование своего педагогического мастерства при Центральном ИУУ,(месячные курсы) участие в пленумах ЦК ВЛКСМ (конференции) семинаров на ба-зе Ленинградского Дворца пионеров. Обзор педагогической литературы: журнал «Воспитание школьников», сборников приказов Министерства просвещения, журналы «Вожатый», «Комсомольская жизнь» и т.д.
5. Благодаря совместным усилиям нашего кабинета с Облоно, ОКВЛКСМ, областными станциями, мы добивались единства действий и качества воспитательной работы, что сказывалось и на проводимых мероприятиях. В летнее время работали в лагерях комсомольско-пионерского актива (Невель «Опухлики», Углы, Черняковицы Псковского района, Печорском районе «Колос»).
Трудно назвать какое-то одно мероприятие, это была целая система и готовились с пол-ной отдачей. Впервые в Пушкинских Горах проводилась по линии Министерства просвещения совместно с областной станцией туристов конференция туристов-краеведов «В мир искусства и литературы» 1971 г.
По линии Министерства просвещения проводились курсы (3-х недельные) воспитателей школ-интернатов Северо-Западной зоны (Мурманск, Архангельск, Калининград, Новгород, Салихард, Ленинградская область и др.). Были подготовлены открытые уроки и мероприятия в школах-интернатах г. Пскова с использованием Пушкинского клуба, Пушкинских Гор, Опочки, Печор (1968 – 1969 гг.).
6. Много впечатлений осталось и от проведения месячных курсов по переподготовке учителей начальных классов в связи с переходом на новую программу в Опочке на базе педучилища. Сложно было разместить 380 чел., обеспечить питанием, т.к. в Опочке был один ресторан и са-мое главное составить расписание на 9 групп и обеспечить лекторским составом, а также организовать разумный отдых с использованием воспитательных мероприятий: игр, песен, бесед с октябрятами.
Традиционными были 3-хдневные ежемесячные семинары работников внешкольных учреждений (директоров Домов пионеров, руководителей кружков, методистов) совместно с областными станциями и выездом в базовые Дома пионеров гг. Остров, Опочка, Печоры, Невель, Псков, Великие Луки.
Курсы трехнедельные старших пионервожатых с организацией и проведением практических мероприятий на базе школ области и ИУУ. Слеты вожатых и финалы военно-спортивной игры «Зарница», туристские слеты и конференции.
Все это наполняло уверенностью, что это время не прошло даром, старались воспитывать на традициях, на бережном отношении к символике и ритуалам пионерской и комсомольской организациям, воспитания и уважения любви к Родине, к родному краю. Те, кто прошел эту школу, стали руководителями, организаторами и думаю, что это им пригодилось.
Проводились недельные семинары с организаторами по воспитательной работе на базе школ и с выездом в районы.
Думаю, что и теперь необходимо усилить роль воспитательной работы в школах области и по возможности оживить роль внешкольных учреждений, особо обращать внимание на трудновоспитуемых ребят, вовлекая их в спортивные секции.
При Доме Учителя был создан клуб ветеранов педагогического труда под руководством А.М. Вагина (1977 – 1994 гг.), который объединил около 80 ветеранов – педагогов, бывших директоров школ, завучей и т.д. Сколько запланированных интересных встреч было проведено, читались лекции и проводились «огоньки» юбиляров (им оформлено 3 летописи и продолжает его дело Жаворонкова Екатерина Александровна). Эту связь с клубом «Учитель» я сохранила и до сих пор, по мере возможности оказываю непосредственную помощь в организации и проведении мероприятий. Всегда поражаешься творчеству неиссякаемой энергии бывших педагогов, сохранивших в своих сердцах преданность и любовь к школе и детям.
До сих пор вспоминаю о нашем коллективе института как о лучших годах и прекрасных наставниках. В нашем кабинете работали 4 человека: Александр Михайлович Вагин, Иван Петрович Петровский – кабинет физкультуры, Пикалев Михаил Александрович – кабинет рисования, черчения и я. Всегда присутствовала доброта, человечность, взаимопомощь и уважение друг к другу и поддержка в трудную минуту. Я благодарна судьбе, что она помогла встретить дорогих сердцу моему таких людей. Наш кабинет пользовался особым притяжением и всегда приезжая из районов и города и педагоги и наши коллеги находили ответы и поддержку в своих поисках. В этом была большая мудрость, знание и умение найти подход к каждому, особенно это относилось к Вагину Александру Михайловичу.