«Уча других, мы учимся сами».
Луций Анней Сенека
В октябре 1966 года было создано Псковское областное управление профессионально-технического образования. Практически одновременно при нем создаются подведомственные организации. Среди них учебно-методический кабинет профессионально-технического образования, который возглавила Степанова Анастасия Семеновна.
Основными направлениями в работе УМК были изучение, обобщение и внедрение программированного и проблемного обучения. В связи с преобразованием училищ в средние, много внимания в УМК уделялось межпредметным связям. Работники учебно-методического кабинета и профессионально-технических училищ области с целью обмена опытом побывали в городах Новгороде, Тарту, Петрозаводске, в городах и районах Витебской области.
Методисты УМК всегда стремились создать атмосферу творческой работы, давая возможность каждому педагогу и мастеру производственного обучения проявить себя во время областных секций и семинаров. Лучшие из них выезжали на Всероссийские семинары, конференции, школы передового опыта, где с успехом делились своим опытом работы.
Основные этапы реорганизации методической службы профессионального образования:
1 этап: 1966 – 1993 г. г. — учебно-методический кабинет Псковского областного управления профессионально-технического образования
2 этап: 1994 – 1995 г. г. — сектор профессионально-технического образования ПОИПКРО
3 этап: 1995 – 1997 г. г. — центр дополнительного образования, эстетического воспитания и переподготовки кадров профессионального образования
4 этап: 1998 – 2004 гг. — центр начального профессионального образования ПОИПКРО
5 этап: 2012 – 2013 гг. — центр повышения квалификации кадров начального и среднего профессионального образования
6 этап: с 2015 г. – центр повышения квалификации кадров среднего профессионального образования ПОИПКРО.
Сегодня система среднего профессионального образования Псковской области – это 18 учреждений профессионального образования (техникумы и колледжи), 3 учреждения профессионального образования при УФСИН (управление федеральной службы исполнения наказаний).
На протяжении последних десяти лет количество обучающихся в учреждениях профессионального образования колеблется от 10 тысяч до 5 тысяч человек.
Сегодня в центре работает четыре специалиста по разным направлениям:
- Иванова Лариса Владимировна – заведующая центром СПО
- Купряхина Валентина Николаевна – методист по экономике и программам профессионального образования
- Никитин Владимир Борисович – методист по общеобразовательным дисциплинам
- Логинов Валентин Евгеньевич – доцент, к.ф.н., специалист по аттестации педагогических кадров
В настоящее время в центре проводится большая работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для улучшения качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в учреждениях профессионального образования.
Также центром проводится большая работа по повышению квалификации педагогических работников и мастеров производственного обучения. Тематика курсовых мероприятий разнообразна и предназначена для разных категорий педагогических работников: «Организация управленческой деятельности руководителей в условиях реализации ФГОС нового поколения», «Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе при переходе в систему СПО», «Проектирование воспитательной работы в учреждениях СПО», «Модульно-компетентностный подход-концептуальная основа новых ФГОС», «Система оценивания компетенций будущих специалистов в условиях перехода в СПО».
Основные направления деятельности центра с учреждениями профессионального образования:
— Совершенствование и создание новых учебных программ и образовательных модулей
— Диагностика и мониторинг качества общеобразовательной подготовки в учреждениях профессионального образования
— Анализ и корректировка учебных планов и учебно-планирующей документации
— Апробация новых учебно-методических комплектов
— Анализ и корректировка документов для аттестации педагогических работников и мастеров производственного обучения
— Разработка экзаменационных материалов по математике и русскому языку для проведения итоговой аттестации обучающихся за курс средней школы
— Проведение индивидуальных и групповых консультаций педагогам, мастерам производственного обучения
— Организация и проведение областных конкурсов профессионального мастерства по профессиям и специальностям СПО, олимпиад среди обучающихся, профессиональных конкурсов среди педагогов и мастеров производственного обучения СПО
— Участие в аккредитации учреждений профессионального образования Псковской области.
В связи с переходом на новые ФГОС в учреждениях профессионального образования в 2013-2015 годах были подготовлены методические рекомендации для преподавателей общеобразовательных дисциплин по русскому языку и математике «О проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и по составлению примерных рабочих программ по общеобразовательным дисциплинам на основе стандарта СПО», «О прохождении итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования студентами профессиональных образовательных учреждений», «О проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по русскому языку (письменная форма) в форме выпускного государственного экзамена обучающихся профессиональных образовательных учреждений Псковской области».
По актуальным вопросам реализации новых ФГОС сотрудниками центра разработаны методические рекомендации по разнообразной тематике: организация самостоятельной работы студентов, разработка учебных планов, учебно-методическое обеспечение производственного обучения, документация мастера производственного обучения, организация аттестации педагогических работников, методическое обеспечение новых ФГОС и т.д.